Борьба за чистоту рядов. Торговых
Репортаж из рейда Госторгинспекции
16 торговых инспекторов намечали, стоя на площадке возле ЦУМа, план дальнейших действий. Только что (дело было вчера) сорвалась проверка продовольственных рядов Центрального рынка. Инспекторов встретили пустые прилавки и уборщики — у нас, говорят, санитарный день. Правда, в пятницу инспектору-инкогнито вроде бы отвечали по телефону, что рынок работать будет.
На оперативном совещании решили отправиться на мини-рынок ЗАО «Мальвинка», что возле Дома обороны. Никакого транспорта инспекторам не положено, и вся команда пошла к автобусной остановке. Мы же с начальницей группы Ольгой Зуевой поехали на единственном автомобиле Госторгинспекции вперед, на разведку.
На подъезжавшую к рынку машину равнодушно посмотрел лишь кавказец, продававший арбузы. Посмотрел и отвернулся. Знал бы он, что всего через час, благодаря этим пассажирам, его прилавок опустеет. Опытным взглядом Ольга Зуева наметила диспозицию для своих «коммандос». Сюда — здесь продают майонез, сюда — здесь масло, сюда, сюда.
Проверяющие вошли колонной, и очень скоро на рынке началась невидимая битва. Все было спокойно, только у некоторых прилавков встали женщины совсем неказенного вида и дотошно рассматривали подаваемые продавцами бумажки. Первые нарушители были выявлены с ходу и даже не пытались отпираться. «Скоропорт» — то есть скоропортящиеся продукты — говорят сами за себя. Отечественные майонез и масло, крабовые палочки спокойненько лежат в коробках — и это при температуре в 20 градусов тепла.
В мясном ряду нашли мягкий фарш, который можно размораживать только перед употреблением. Здесь же рыба. Продавцы смогли отстоять только кур, их разрешено перемещать из холодильника на прилавок, и наоборот. Мясо было моментально закрыто тряпками. А еще полчаса назад оно вбирало пыль и покрывалось сухими листьями.
Рядом с мясом лежали не покрытые ничем хлеб, булочки и пицца. Опять нарушение.
Гуляя между торговыми контейнерами, я обнаружил довольного инспектора. Все, говорит, здесь правильно и аккуратно. Подхожу через некоторое время — инспектор что-то пишет. «Благодарность?» — спрашиваю. — «Да уж!». Где с ассортиментом был порядок, отсутствовали сертификаты качества. Или сертификаты были какие-то странные. Словом, почти всем проверяющим пришлось поработать ручкой, заполняя протоколы изъятия.
Торговцы вели себя спокойно и корректно. Но, по словам Ольги Зуевой, такое бывает не всегда. Просто отрезвляюще действует вид омоновцев. Хозяин контейнера, где продаются бытовая химия и промтовары, долго ныл: «Закрывайте, закрывайте все, а людей на улицу». Оказалось, причина плохого настроения в том, что по незнанию коммерсант имел сертификаты на товары, на которые сертификат не требуется, и наоборот.
Мне удалось найти и довольного продавца. Женщина была в восторге от того, что у ее конкурентов, тоже продающих игрушки, сертификаты отсутствовали совершенно. Конкурентов временно нейтрализовали, и теперь она, законопослушная, получила шанс на прибыль.
После окончания проверки на рынок подогнали большой фургон и стали грузить изъятое. Кроме вышеуказанных продуктов в фургон попали также импортные маргарин и майонез (портится не скоро, но хранить эти продукты нужно исключительно в холодильнике), арбузы и дыни (не предоставлены документы). Хотели было забрать китайскую лапшу, но в последний момент нашли на упаковке значок Росстандарта.
Фургон оказался набитым под завязку. Завтра продавцы должны явиться в Госторгинспекцию за квитками штрафов (3-5 минимальных зарплат). Надеяться на возвращение изъятого можно лишь в некоторых случаях. По словам Ольги Зуевой, большинство продукции, особенно если она неизвестного происхождения, конфискуют.
***
фото: