X

  • 26 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 131
  • 5630

Дело о старом мосте

9 часов 55 минут 8 июля 1982 года. В краеведческом музее закончилась планерка на тему, как спасти здание: оно может обрушиться в подбирающийся к стенам овраг. Разгоряченные от споров женщины вышли в коридор — остывать. Но выглянув в окно, музейщики обомлели: середина деревянного моста через Туру медленно опускалась в реку.

Было видно, что на мосту кто-то есть. Все застыли в столбняке, не растерялась лишь директор. Честнейшая Татьяна Исламова помчалась к телефону и первый звонок сделала, конечно же, первому секретарю горкома партии. Через некоторое время на берег съехалось множество машин «скорой помощи» и милиции.

11 лет гниения

Последний раз деревянный мост капитально ремонтировался в 1971 году. Следствие выяснило, что это был за ремонт. Вместо положенных двух судоходных пролетов строители возвели одну большую ферму. Дерево было сплошь сырое, но его не подумали асептировать против гнилостных бактерий. Больше того: при проведении работ частично использовали подгнившую древесину разобранных пролетов. Впоследствии проектно-техническая документация на этот «ремонт» загадочно исчезла. Или ее не было вовсе.

В 1981 году власти решили проверить мостовое хозяйство города. Особую тревогу вызывал тогда мост в створе улицы Челюскинцев. В Москву полетела бумага с требованием прислать спеца. Благо, в год московской Олимпиады произошла очередная реорганизация: управление «Росспецстройналадка» реорганизовали в «Росоргблагоустройство». Одной из целей переутряски декларировалось «обеспечение эффективного контроля за состоянием мостов и путепроводов».

В апреле 1981-го в Тюмень прибыла бригада столичных специалистов во главе с прорабом «Росоргблагоустройства» Владимиром Конюховым. Цель -маршрутное обследование путепроводов и мостов. Именно эта формулировка стала позже для юристов камнем преткновения. Маршрутное обследование, как выяснилось, предполагало осмотр мостов, находящихся на маршруте движения бригады, без применения спецсредств и взятия проб.

‘ Но вот парадокс: скорый «маршрутный» способ был единственным, занесенным в ведомственную инструкцию. Кто знает, может быть, ловкие москвичи изначально предвидели возможные ЧП и таким образом подстраховались.

Осмотр деревянного моста занял два с половиной дня. Конюхову не удалось осмотреть и обстукать все — внизу не было трапов. Тем не менее проверяющие нашли множество угрожающих признаков. Конюхов составил дефектную ведомость из нескольких пунктов. По ней нужно было: отсыпать конуса, укрепить их железобетонными плитами, заменить ослабленные гнилью стойки и т.д. Срок выполнения рекомендаций был задан загадочной фразой — «по отдельному графику».

Но заканчивалась ведомость словами, которые стали роковыми: «Состояние моста удовлетворительное».

Все, что могли… не сделали

Ничего из указанного в ведомости Конюхова выполнено не было. Причем в ЖКХ Центрального района о существовании документа даже не знали. Не знал и сам начальник. Дело в том, что в узком кругу лиц было решено отложить ремонт до лучших времен (написали же, что состояние удовлетворительное). Мероприятия требовали серьезных капвложений и закрытия моста, а в это же время дышал на ладан мост по улице Челюскинцев.

Дворники рассказывали, что мост иногда качался. Для некоторых из коммунальщиков положение дел было очевидным. Говорили, что в ЖКХ иногда смеялись: прошла поливальная машина, а мост не упал. Между тем, по свидетельствам дворников, начальства на мосту отродясь не видали.

Движение большегрузных автомобилей по мосту было запрещено. Но по вечерам грузовики то и дело сновали, не обращая внимания на знак. А летом, для профилактики пожаров, пускали тяжелую поливальную машину. В ГАИ знали о безобразиях, но круглосуточный пост то выставляли, то снимали снова.

А где-то за месяц до трагедии на мосту разыгралась просто киношная сцена. Милиция преследовала по городу угнанный грузовик. Вор-водитель свернул на деревянный мост, но не справился с управлением — и грузовик свалился на берег. Были серьезно повреждены дорожное покрытие моста, тротуар и перила.

По прикидкам экспертов, окончательное загнивание деревянных конструкций, пораженных гнилью, происходит через 5-10 лет. К 1982 году все сроки вышли.

Катастрофа

РАФ-такси делал второй круг по маршруту N 6 «ЦУМ — Поселок Нефтяников». Рассказывает шофер маршрутки Геннадий РEШEТНИКОВ:

«Как только я свернул на деревянный мост, почувствовал, что что-то не так.’ Потом вдруг заглох мотор. Завожу — опять глохнет. Пока возился с зажиганием, мост закачался и раздался страшный грохот. Ну, думаю, землетрясение. Передок машины стал падать — мы, как потом выяснилось, находились как раз на том месте, где пролет крепился к береговой ферме. Тогда я решил ехать вперед. Но задние колеса застряли и несколько секунд прокручивались вхолостую.

Я давил и давил на газ, и наконец мы тронулись. РАФик стал медленно подниматься. Прорвемся, думаю. Но тут вдруг начал падать и этот конец пролета. В салоне запаниковали. Eхали в основном мужики, они-то и стали кричать и пытаться бить окна. Я заорал на них матом, дескать, успокойтесь, а сам подумал: «Пропали».

РАФик съезжал в Туру. Но, к нашему счастью, я заметил какую-то балку, лежавшую поперек пути. Вывернул к ней, и машина остановилась. Когда пролет опустился в реку, вода оказалась нам по днище. Я приказал всем выходить и хвататься за плававшие вокруг деревяшки. Через некоторое время подошел спасательный катер. Уже забравшись на палубу, я увидел, что неподалеку от такси лежит работающий мотоцикл, а рядом на бревне — мертвый мотоциклист.

На берегу милиционеры заставили меня вспомнить, сколько человек было в салоне. Пересчитали, убедились, что все целы, и отпустили».

Когда Геннадий приехал домой и рассказал обо всем жене, она не поверила. Ты, говорит, еще сто граммов прими. Ну а потом — слезы, объятия и все такое прочее. Руководство автобазы вручило Геннадию за проявленное мужество золотые часы и отпустило во внеочередной отпуск. Через пару лет слава «того самого шофера того самого РАФика» помогла Решетникову получить квартиру.

А то, что машина была несчастливой, вскоре подтвердилось. Напарник Решетникова ехал порожняком по загородной дороге. Был сильный туман, и водитель решил сперва осмотреть какой-то опасный поворот. Пока ходил, из тумана вылетел «Икарус» и шмякнул такси. Несчастливый РАФик списали.

Отдайте трезвенника на поруки

Следствие выяснило много любопытных деталей. Некоторые допрошенные коммунальщики не могли даже толком ответить, на чьем балансе находился мост. Оказалось, что мост был приписан Калининскому району, но следить за ним должен был Центральный. Однако «центральщики» считали своими задачами только уборку и полив.

Обвиняемых было трое — Владимир Конюхов, главный инженер горкоммунхоза Вячеслав Станкеев (ко времени расследования уже ушедший на другую работу), а также начальник городского ЖКХ. Фамилию его называть не стану, поскольку этот человек и поныне занимает видный пост. Наверное, он сделал выводы из случившегося.

Коллеги Конюхова по «Росоргблагоустройству» доказывали, что, выполни город рекомендации дефектной ведомости, гниль была бы обязательно обнаружена. Москвичи называли ведомость документом, обязательным для исполнения. Очень долго прояснялся вопрос с термином «маршрутное обследование». В итоге состоятельность «визуально-обстукивательного» метода была подтверждена. Правда, осталось неясно, почему, проверяя старый мост, не подумали сделать серьезных проб.

Мог ли Конюхов сделать вывод, что состояние моста удовлетворительное? Большинство спецов «Росоргблагоустройства» ответили, что мог. Но только не руководители управления. Начальник управления Кузнецов признал, что Конюхов нашел серьезные дефекты, а свой роковой вывод сделал по молодости.

Конюхов объяснял, что не мог знать о плохом состоянии древесины. Ведь технической документации о том,как проводился ремонт 1971 года, он по вышеуказанной причине не получил. Не знал Конюхов и о большегрузных автомобилях, которые вечерами и ночами утюжили едва державшийся мост.

Управление «Росоргблагоустройство» прислало в Тюмень ходатайство о передаче Конюхова на поруки. Весь набор тех лет: активный сотрудник стенгазеты, участник спортивных соревнований, пьяным ни разу не видели. Правда, на «личном фронте» Конюхов слегка подкачал — ушел от жены и двух малолетних детей.

По рассказам Александры Жгилевой, расследовавшей дело об упавшем мосте, Конюхов производил хорошее впечатление. И следователь решила закрыть дело, отдав обвиняемого на поруки. Исполнявший обязанности городского прокурора Ярмошевич начертал на ходатайстве «Согласен». Но буквально через день изменил свое решение и отправил дело в суд.

Самый гуманный суд в мире

Двое обвинявшихся тюменцев выступали в суде уже как свидетели. Они имели правительственные награды — медали «За доблестный труд», полученные на столетие Владимира Ильича. А потому попали под амнистию, объявленную к 60-летию образования СССР. Конюхов «высоких» наград не имел.

В суд пришли потерпевшие, среди которых была мать погибшего мотоциклиста Юрия Гаврилова. Оказалось, что несчастный молодой человек ехал на подаренном отцом мотоцикле искать работу. Когда пролет стал падать, он не успел затормозить… Отвратительная деталь: во время неразберихи мотоцикл украли.

Остальные потерпевшие -дворники, «упавшие в воду вместе с мостом», прохожий преклонного возраста, он, кстати, шел уже увольняться с работы. Пострадавшим назвали также и мальчика-рыбака, который от ужаса свалился в реку и поранился о какие-то стекла. ‘ Конюхов своей вины не признал. Но данные экспертизы и показания руководителей «Росоргблагоустройства» позволили суду сделать вывод, что подсудимый не имел права написать: «Мост находится в удовлетворительном состоянии». Владимир Конюхов за преступно-халатное отношение к служебным обязанностям был приговорен к двум годам лишения свободы с трехлетней испытательной отсрочкой исполнения приговора. Так завершилось дело о рухнувшем мосте.

…Горком партии обсудил на одном из пленумов неудовлетворительное положение с надзором за мостами и путепроводами. Начальник горкомхоза получил взыскание по партийной линии.

Как известно, вскоре после катастрофы береговые части моста снесли и неподалеку от того места построили подвесной пешеходный мост.

А краеведческий музей неожиданно извлек пользу из случившегося. Напуганные руководители стали охотнее откликаться на просьбы о помощи. И у музейных стен были, наконец, проведены работы, остановившие наступление оврага.

Владимир Турбин

Автор благодарит сотрудницу Центрального суда Надежду ФОМИНУ за упорные поиски преждевременно «похороненного» многими уголовного дела.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта