Тобольские культурные новости областная столица узнает из Москвы
В Тюмень пришел из Москвы третий номер «Вестника гуманитарной науки» за этот год. Курьера порадовала и одновременно озадачила помещенная в нем информация. Оказывается, 23-27 сентября с.г. в городе на Иртыше должен случиться Сибиро-Уральский исторический конгресс на тему «Культурное наследие Азиатской России». Перечислены солидные организаторы: Российская академия наук, Тобольский пединститут, фонд «Возрождение Тобольска».
Планируется обсудить модель гигантского труда по истории Азиатской России, проблему сохранения историко-культурного наследия Тобольска, историю культуры Сибири и Урала, взаимодействие культур народов, их населяющих. Предлагается поговорить о музеях Сибири и Урала, реализации их научно-культурного потенциала.
В информации указаны телефоны оргкомитета конгресса: (34511) 6-31-42, 6-42-66, 5-02- 64. Но все попытки курьера дозвониться по ним оказались тщетными. Не в курсе и знакомые курьеру ученые исторического факультета ТюмГУ, сотрудники областного краеведческого музея, комитета по культуре администрации области.
Отношения Тюмени с округами вроде бы налаживаются на пути обновленного единства области и договорных мостов. Самоуправление на местах, собственная инициатива — дело хорошее. Но признаки квасного патриотизма и мелочного желания утереть нос Тюмени с недавних пор выказывают Ишим и Тобольск. В Ишиме выпустили свои «Исторические очерки» (издание городской администрации и пединститута, 1995). Курьер достал экземпляр по знакомству. Ишим показан в книге как социально-экономический и культурный центр обширного региона (Приишимья). И это хорошо. Но почему в книге почти нет контекста его истории хотя бы в соотношении с жизнью всей Тобольской губернии и Тюменской области?
В рассказе о всероссийской научной конференции по творчеству Петра Eршова (1989) перечислены все участники (даже Наманган есть), кроме тюменцев.
Правда, в главе о литературной жизни края Тюмень упомянута в этом качестве, но в разделе о Чехове, и создается впечатление, что писатель лишь миновал Тюмень, хотя это и не так, зато подробно описывается его пребывание в Ишиме. Совсем «проишимским» показан поэт Николай Денисов. Хотя Владимир Нечволода и поработал в Ишимском горкоме комсомола и «Ишимской правде», но местную тему он практически не развивал. Раздел о нем в очерках есть, но цитируемые стихи, мягко говоря, мало подходят для включения в ишимский пантеон. Не забыли авторы «присвоить» знаменитого Ивана Eрмакова — мол-де, родился в Казанском районе, в Михайловке и «неподалеку от Ишима»: оно, конечно, по сибирским меркам 60 км — пустяки, да только ишимских мотивов в его творчестве маловато.
Ишим оказался одним из немногих мест в области, где категорически отказались «приобрести для своих школ 3-томную хрестоматию «Литература Тюменского края». Преподают только свое (ишимское) литературное краеведение. Так же поступил и Тобольск, выпустив для школьников и студентов свои учебные пособия, куда включил лишь доморощенных авторов. Глядишь, скоро появится только армизонская литература, окуневская словесность (в селе Окунево Бердюжского района родился Николай Денисов).
Подъем местного духовно- культурного самосознания в разных районах нашей области, конечно же, благо. Но ведь все познается в сравнении и зачем же после тоталитарного опустошения малых литературных гнезд в советское время заниматься культурным огораживанием от соседа?