Юрий Шафраник представляет свою книгу, а тюменцы гадают: с какой целью он это делает?
Некоторые из собравшихся на презентацию (она же — пресс-конференция, она же — фуршет, а по правде — нормальный обед в ресторане «Лагуна», ближе к вечеру — еще и ужин и сопровождении очаровательного «Крунинг-джаза») всерьез уверяли, что Юрий Константинович намерен вернуться в провинциальную политику, вот и проверяет таким способом: велика ли к нему народная любовь.
Один из столпов местной экономики, загибая пальцы, отбрасывал одну версию за другой.
Выборы в областную Думу? Зачем они главе Центральной топливной компании?
Пристрелка к губернаторскому креслу? Шафраник уже занимал его.
Попытка сколотить новую команду? Но отчего среди приглашенных почти не было сильных мира сего?
Словом, самое простое в моем положении — задать прямой вопрос виновнику торжества.
Юрий Шафраник, бывший председатель совета, бывший глава администрации, бывший министр, сказал, что чем дальше, тем более высоко он оценивает путь, который пройден за семь лет Тюменской областью. И ему приятно сознавать, что семь лет назад именно им, Шафраником, выбрано это направление. Благодаря той работе сегодня Тюменская область имеет такие значительные взносы — в виде платы за недра — в бюджеты всех трех территорий. Он хотел бы, чтоб этот вклад не был забыт, он считает, что ему надо застолбить свое авторское право прежде всего перед тюменцами. Ради этого авторства написана книга и проведена ее тюменская презентация. Вот так. Хотите — верьте, хотите — нет.
Конечно, сказано это было под занавес. А на представлении книги «Нефтегазовые ресурсы в круге проблем» оба автора (Юрий Шафраник и Валерий Крюков) предлагали свое видение пути, которым за эти семь лет прошли Россия и «опережающая ее Тюменская область».
Оба автора в разных словах приветствовали рыночный путь, которым идет нефтяная промышленность России. У меня даже сложилось впечатление, что они полагают, будто нефтяники дальше шагнули в рынок, чем газовики, и потому более достойны похвал. Хотя ответ на прямой вопрос-уточнение был скорее уклончив и метафоричен: «На данном отрезке пути Газпром — огромный стержень России. И — руки прочь от стержня!». Правда, не упустили возможности попенять, что, мол, монополист-газовик имеет монополию и на газопроводы, к которым нет доступа любым другим производителям газа.
О других мотивах беседы. Так, наряду с ностальгией по боевому прошлому в голосе Юрия Константиновича звучала и тревога. Он предупреждал, что сейчас в мире появились альтернативные нефтегазовые возможности. Например, Каспий. Поэтому времени у Тюмени осталось мало. Тюменской нефтяной компании нужна срочная консолидация. А «три силы» все еще бодаются. Пока происходит противостояние, выжидает и немецкая кредитная линия, назначенная на реконструкцию Самотлора.
Не миновала пресс-конференция и темы недавнего убийства одного из московских торговцев бензином Владимира Монахова. Столичные газеты связывают это преступление с разногласиями между Юрием Шафраником и погибшим бизнесменом. Но Шафраник наотрез отказался оправдываться. Сказал, что уважение к самому себе не позволяет ему говорить: не был, не участвовал. Он убеждал, что эти слухи связаны с его становлением в новом бизнесе. Все, что говорится и пишется, делается с одной целью — устранить конкурента, которого «боятся из-за фамилии, из-за фигуры». «Кто-то срежиссировал замечательно», — режиссеров Юрий Шафраник не назвал, но с исполнителями готов судиться.
В заключение Юрий Шафраник сделал прогноз, интересующий многих: бензин будет дорожать.
***
фото: