Темнота не проходит
Баба Фрося, увидев меня, сердито спросила: «А тебе что здесь нужно? Ты местная, тебе и в поликлинику можно. Покажешь паспорт — и все»… Баба Фрося делает аборты и ходит в церковь. Грехи там замаливает. Но отказывать женщинам, попавшим в беду, тоже считает грехом.
Приезжают за помощью к Eфросинье Eвграфовне издалека, со всего Исетского района (она раньше там жила, а в Тюмень переехала, когда вышла на пенсию). Почему едут? Не во всех селах есть даже медпункты, не говоря уже об акушерских стационарах. Значит, надо ехать в районную больницу, выстаивать очереди, сдавать анализы, платить… А баба Фрося без всяких анализов принимает. Правда, наркоз она тоже не дает. Клиентки ее от боли, бывает, до крови себя царапают. Что делать — женское счастье, оно ведь короткое, философски замечает Eфросинья Eвграфовна.
Однажды на операционном столе бабы Фроси (какой там стол — железная кровать) умерла молодая женщина. Срок большой был, открылось кровотечение. Баба Фрося остановить его не смогла. «К утру Боженька и принял ее душу, — вздыхает. — Двадцать три годка ей было тогда, в семьдесят восьмом». Умершую забрали родственники и похоронили. А Eфросинья Eвграфовна после этого и стала ходить в церковь.
Говорит: «Слава Богу, что сейчас аборты делают врачи, а не такие неучи, как я». Впрочем, считает себя потомственным эскулапом: мать ее была повитухой и аборты тоже делала. Хирургический инструментарий бабы Фроси — самодельный (кузнец какой-то по заказу сделал). Асептика и антисептика — на примитивном уровне. Способы контрацепции, которые она рекомендует своим клиенткам, — народные (долька лимона, хозяйственное мыло с одеколоном — представить страшно!).
Боится ли Eфросинья Eвграфовна уголовного наказания? Вряд ли, В восьмидесятом году она оказала услугу (сделала аборт) жене одного высокопоставленного чиновника. Тот чиновник и сейчас занимает солидную должность, у Бабы Фроси даже телефон его записан. Так, на всякий случай. «Даже если вдруг и займется мною милиция, что толку? Я старая, кто будет держать меня в тюрьме? Да и заслуги у меня перед государством есть. В войну на спичечной фабрике работала, на Севере». Медаль показывает.
Раньше, конечно, клиентов у нее больше было. И платили много. Это сейчас аборт — не проблема, были бы деньги. Сейчас баба Фрося за свои услуги берет сколько дадут…
Комментирует Иван Павлович Лазарев, врач-гинеколог, заведующий акушерско-гинекологическим отделением 3-й городской больницы г. Тюмени:
— Пациенток от подобных баб Фрось везут чаще всего к нам — с непрекращающимся кровотечением. Мы оказываем им медицинскую помощь, лечим в стационаре, проводим беседы. Однако они плохо идут на контакт. Очень редко признаются пациентки в том, что они делали аборт сами. А бабушек-повитух вообще не выдают. Четыре года назад к нам в стационар поступили из одной деревни четыре женщины после «самодельных» абортов — и все погибли. Каждую неделю мы принимаем в среднем трех женщин после «самодельного» аборта или попытки его. Но следует отметить, что в последние три-четыре года число «самодельных» абортов резко сократилось. Видимо, потому, что аборты стали доступны. Или потому, что женское население стало более грамотным в подобных вопросах.
По словам главного акушера-гинеколога города Натальи Брынзы, жертвы «самодельных» абортов наносят большой удар по бюджету. На их лечение тратятся огромные средства, тогда как медицинские аборты обходятся во много раз дешевле. Не говоря уж о том, что последние намного безопаснее.
В отделении милиции Центрального округа, куда я обратилась за комментарием, мне ответили, что уголовные дела по случаям криминальных абортов возбуждаются крайне редко, но и они, как правило, приостанавливаются за отсутствием подозреваемого в совершении преступления. Сотрудники милиции не смогли привести ни одного случая, когда по этой статье кто-либо привлекался к суду.
Вот что сказал мне юрист, председатель суда Калининского округа Александр Иванович Доронин:
— В моей практике таких случаев было два или три. И те лет пятнадцать назад. Однако хочу напомнить, соответствующая статья в Уголовном кодексе до сих пор есть: «самодельный» аборт уголовно наказуем. И те, кто такие аборты делает, хорошо это знают.