Клюкву развешивать — не джем продавать
Ты меня разочаровала, крошка! Маленькая симпатичная конфетка с орешками, ты оказалась так вкусна, что я взяла еще одну и… на зубах скрипнул песок.
Председатель комитета по продовольствию департамента социального и экономического развития села администрации области Анатолий Лазаренко в этот момент рассказывал о принципиальной разнице систем сертификации у нас и на Западе (дело было на пресс-конференции и сопровождалось дегустацией тюменских продуктов).
У них сертифицируют производство и внутреннюю систему контроля. У нас сертифицируют продукт. Моя конфета с песчинкой, может быть, была одна на тысячу, а может, на миллион. Но чтобы ее выловить, надо перепробовать всю тысячу. Или миллион. Западная же система контроля ориентирована на то, чтобы песок в принципе не мог оказаться в ореховой начинке.
Поводом для того, чтобы собрать журналистов, для департамента стало участие во всемирной продовольственной ярмарке «ANUGA» в Нижней Саксонии.
Небольшая тюменская делегация привезла с собой «сибирский специалитет» (видимо, это такой специальный торговый термин) — клюкву, оленину, рыбу, щуку, грибы — западный потребитель особенно ценит лисички — и прочие наши местные достопримечательности.
За неделю — с 11 по 17 октября — получено шестьдесят предложений о сотрудничестве. Но принять прямо сейчас можно только одно — продавать в Финляндию клюкву. Eе надо просто очистить от веточек, заморозить и, развесив по двадцать пять килограммов, разложить в полиэтиленовые пакеты.
Производитель клюквы — природа, поэтому покупателей интересует только информация о том, где ягода выращена. Для заключения других контрактов нужно сначала создать сертифицированное производство. А пока мы обладаем продуктом, но не товаром.
В течение всей пресс-конференции Анатолий Лазаренко демонстрировал решимость немедленно приступить к процессу сертификации.
А мой сосед по столу, которым оказался деловой партнер администрации области генеральный директор фирмы «Резерв» Валерий Рублев, высказал мысль о том, что главная задача администрации области, наверное, не в том, чтобы помогать сельскохозяйственным производителям деньгами и технологиями, а в том, чтобы продвигать их товары, в том числе и на мировой рынок.