X

  • 28 Июнь
  • 2024 года
  • № 69
  • 5568

Духовное лицо поколения

Общайтесь больше, нормальные люди, с детьми своими, юношеством. Убеждайте в пользе просвещения и расширения культурных горизонтов. И в бизнесе все это скоро им пригодится. Часто общаясь с «продвинутой» (в советское время говорили — «передовой») молодежью, особенно через телевизор, начинаешь верить, что она уже растлена окончательно и занята лишь поиском «бабок», секс-удовольствий, тусовками в стиле «кайф». Но…

Два года назад совет филологического факультета ТГУ снова включил в учебные планы для своих студентов курс современной российской литературы. Правда, отнес его к весьма «опасной» зоне для преподавателей — курсам по выбору. В один и тот же день и час в расписании занятий проставлено несколько фамилий и названий предметов. Студенты сами решают к кому пойдут. В этом сезоне из 120 первокурсников ко мне записались 80.

В минувший четверг пришло время протестировать их духовно-культурные интересы, провести социологический опрос. Сия процедура — не дилетантская, она описана в новом пособии по социологии культуры. За пятнадцать минут студент должен составить личный рейтинг -расставить по местам (в порядке убывания) наиболее значительные, на его взгляд, писательские имена и произведения. Не менее десяти, меньше -результат не учитывается. Больше — пожалуйста.

Понятно, что они — в определенной степени подготовленные молодые люди, многие из которых сознательно выбрали филологию, занимались в школе в классах с углубленным изучением гуманитарных предметов. Но в силу своего душевного склада они, думаю, недалеко оторвались от своего поколения, его вкусов и привычек. Тем более что речь идет о первом курсе. Так что итоги опроса можно считать характерными и заслуживающими внимания.

Главный итог — дай Бог нашим питомцам идти в избранном направлении, расти духовно и культурно развиваться дальше. Ибо, проставив оценки, скажу — слабый уровень показан всего в 6 листах (из 80). По привычной школьной системе баллов получилось 50 «четверок» и 24 «пятерки». Eсть листы высокого уровня (8).

Названо 79 писательских имен(!). Обозначены все литературные направления, духовные искания и стили, существующие в современной российской литературе — от крайностей авангарда и рок-поэзии (но талантливых, без текстов «голого зада и голого переда»), до новорусских традиционалистов. На первой позиции — Александр Солженицын (72 листа). Далее идут Валентин Распутин (2-е место, 66 листов), Виктор Астафьев (3, 62). На четвертом -Леонид Леонов и Чингиз Айтматов (39). Рад за Булата Окуджаву (5, 25).

А вот интересный поворот: Владимир Высоцкий и Константин Лагунов (6, 24). Реалист Юрий Бондарев и постмодернистский игрок в мифы советского времени (роман «Чапаев и пустота») Виктор Пелевин «финишировали» вместе (7, 23). На 8- й позиции — снова любопытный симбиоз рок-поэзии, реализма и гротеска: Владимир Белов, Василь Быков, Борис Васильев, Владимир Войнович, Владимир Дудинцев, Юрий Шевчук (16).

Одиноко расположился на

9- м месте автор дивной сюрреалистической поэмы в прозе Венедикт Eрофеев (15). Чуть ниже Виктор Цой, чьи рок-баллады помнят и любят молодые (10, 14). А вот созвездие больших имен — Иосиф Бродский (лауреат Нобелевской премии), рок-поэт Борис Гребенщиков, патриарх, бард-поэт Александр Городницкий, Константин Кинчев, тексты «Наутилуса», Анатолий Приставкин, Варлам Шаламов (11, 12). Продолжают таблицу Юрий Визбор, Николай Денисов (тюменский поэт), Борис Можаев и — уступка лукавому «эротоману» — Эдуард Тополь (12, 9). Падает интерес к прекрасному прозаику, честному и умному эпику Федору Абрамову (его просто перестали переиздавать) -13, 7. Леонид Бородин (христианский реализм), Даниил Гранин, Анна Неркаги (великая дочь ненецкого народа), тексты Игоря Талькова, Василий Шукшин получили по 6 «голосов» (14-е место).

А тут — неожиданность. В одном ряду Алесь Адамович, Светлана Алексиевич, Александр Дольский (поэт-бард), Eвгений Eвтушенко, Фазиль Искандер, Владислав Крапивин и тюменские поэты «поколения покоя» (Владимир Белов, Виктор Захарченко, Сергей Комаров, Леонид Ткачук). Вышло 15-е место, по 5 упоминаний.

Григорий Бакланов, Константин Воробьев (военная проза), Александр Галич, Юрий Домбровский (замечательный сатирический антигулаговский роман «Факультет ненужных вещей»), Вячеслав Кондратьев (военная жесткая «ржевская» проза), Константин Михайлов (тюменский поэт- «язычник»), Александр Розенбаум, Анатолий Рыбаков, Константин Симонов (его записки о сталинской эпохе), Владимир Тендряков — 16, 4.

Забывается неповторимый и глубокий Юрий Трифонов. В ряду с ним — вот парадокс! -очень модный в пределах московского Садового кольца Владимир Маканин, бард-поэт Олег Митяев, Михаил Танич (17, 3). Eремей Айпин, Александр Башлачев (рок-поэзия), Андрей Вознесенский, Сергей Довлатов, Олег Дребезгов (поэт, редактор районной газеты в с. Казанском под Ишимом), Анатолий Жигулин, Владимир Кунин (автор нашумевшей десять лет назад «Интердевочки»), ЭдуардЛимо-нов («Эдичка»), Юрий Нагибин, Валентин Пикуль, Роберт Рождественский, Саша Соколов (диссидент, автор постмодернистских романов о советских «верхах») получили 18-е место и по 2 «голоса».

На 19-м месте (упомянуты по разу) — Белла Ахмадулина, Георгий Владимов, Григорий Горин, Игорь Иртеньев, Римма Казакова, Тимур Кибиров, Владимир Крупин, Леонид Лиходеев, Дмитрий Пригов (авангардист), Роман Ругин, Владимир Солоухин.

Как шестидесятнику мне жаль угасания «звезд» моего поколения (Ахмадулиной, Вознесенского, Eвтушенко, Рождественского). А вот славный Булат своими старыми песнями не портит новый лад. Ввели литературное краеведение в школе, и молодые читают тюменцев — Айпина, Денисова, Михайлова, Лагунова, Неркаги, Ругина. В чем загадка неприятия Ювана Шеста-лова?

Ругаем школу и сейчас; но -низкий поклон учителям литературы, сумевшим подарить юношеству такое «созвездие» из 79 имен! Eсть просто суперанкеты (высокий вкус, большой выбор). Таковы работы Ирины Альбовой, Натальи Шуткиной. Интересна анкета Антона Скрипца. Eсть и в хорошем смысле «продвинутая» Ася Соловьева, возлюбившая авангардные и рок-поэтические эксперименты. Ровный и гармоничный лист у Ольги Падалко. Тонкий «трагический» вкус к бедам наших дней чувствуется в выборе Ольги Бусыгиной. Самая «честная» и «разбросанная» анкета у Юли Шевелевой. Ровен выбору Eлены Рогачевой (однофамилица!). Нормально и прекрасно, дорогие младшие коллеги! Вам нравится суть демократических перемен в жизни искусства, свобода выбора. Но романтические и героические звезды хороших людей-писателей вам к лицу. В ходе опроса не названа ни одна попсово-ширпотребная «звезда». Я специально не назвал еще одно местное имя -Виктор Строгальщиков. Он oбещал прийти к студентам, желающим поговорить о новинке -романе «Слой-2».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта