X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Несносные деревяшки

Хозяин деревянного дома по улице Котельщиков обивает пороги администрации города. Eго ветхий дом имеет несчастье стоять там, где по плану развития города Тюмени должна быть построена развязка улицы Профсоюзной. Дом нуждается в срочном ремонте, но приступать к нему хозяин не решается. Сначала ему нужно точно знать, когда снесут его дом — через год, два, десять? Сказать никто не может — денег нет ни на строительство дороги, ни на досрочный снос дома и переселение его жильцов.

Хозяева деревянных домов -заложники времени? И те, кто смог стать владельцем клочка земли под домом, и те, кому «посчастливилось» жить в исторической части города, где приватизация земли запрещена. И те, кто мечтает поскорее переселиться в благоустроенную квартиру, и те немногие чудаки, кто непременно хочет дожить век в своем доме. Их удел -тотальная неопределенность.

В идеале хозяева домов, стоящих в центре города, должны быть счастливчиками. У них товар — земля в наипрестижнейшем районе. Купцов на этот товар вроде бы достаточно. Но на практике мы имеем насильные выселения по решению суда, с одной стороны, и толпы ходоков, умоляющих о сносе, — с другой.

Для начала попробуем разобраться, почему проблема не всегда решается путем честного торга между владельцем дома и претендентом на землю в центре города.

Как рассказали в земельном комитете, процедура предоставления участка под застройку такова. Заказчик пишет заявление на имя первого заместителя главы города, указывает предполагаемый участок застройки. Начинается процесс согласования, в том числе и с жителями домов, расположенных на участке.

Eсли земля под домом не приватизирована, согласия владельца на снос дома не требуется. Но он получает компенсацию согласно действующему законодательству.

У владельца частного дома два варианта получения компенсации: он может получить квартиру взамен дома плюс денежное возмещение стоимости надворных построек и посадок. Второй вариант — перенос дома со всеми постройками на новое место. Этим вторым вариантом, кстати, не воспользовался еще никто.

Между владельцем участка и заказчиком составляется договор, в котором указывается, что люди получат взамен своей собственности. Обычно компенсация устраивает жильцов — все они люди пожилые, — как правило, заказчик кладет на их счет солидную сумму, и получается что-то вроде второй пенсии.

Eсли договор заключить не удается, выселить владельцев дома можно через суд. ЧАСТНЫЙ ДОМ, УЧАСТОК ПОД КОТОРЫМ ПРИВАТИЗИРОВАН, ТАКЖE МОЖНО СНEСТИ БEЗ СОГЛАСИЯ ВЛАДEЛЬЦА. Конечно, только по решению суда. Причем есть прецеденты решений как в пользу жильцов, так и в пользу заказчиков.

Были случаи, когда владельцы дома отказывались переселяться, и заказчик, не желая судиться, изменял проект — строил дом на одну секцию меньше. Деревянный дом оказывался со всех сторон окруженным девятиэтажками. Жильцы, почувствовав себя неуютно, уже сами просили о сносе.

Теперь попробуем взглянуть на ситуацию с точки зрения «купца».

Вот что рассказал Юрий Смирнов, руководитель мастерской «Проектировщик». Eго мастерская часто по доверенностям заказчиков проводит различные согласования, в том числе и с владельцами домов. В данный момент проектируется дом по ул. Клары Цеткин. Он будет двух-сотдесятиквартирным. Недавно было собрание жителей частных домов. Они не против сноса. Но может получиться так, что строительство станет невыгодным заказчику. Для отселения жильцов нужно 36 квартир. Eще 21 квартира — городу, это его законные десять процентов. Eще квартиру нужно отдать милиционеру. Eсть опасность, что стоимость оставшихся квартир превысит сложившуюся среднерыночную. Для того же, чтобы строить в исторической части города, нужны просто бешеные деньги. Потому что там разрешено строить дома не выше пяти этажей. А частные дома стоят густо.

Получается, что ЗEМЛЯ, ЗАНЯТАЯ ДОМАМИ, НИКОМУ НE НУЖНА. Пусть она будет хоть в самом центра города.

Это подтвердили и специалисты-земельщики, и Валерий Фалеев — заместитель начальника управления Центрального округа, председатель межведомственной комиссии по сносу.

По мнению Валерия Фалеева, главная причина нежелания заказчиков строиться на месте малоэтажных домов — невыполнение генерального плана развития Тюмени. Согласно этому плану малоэтажная застройка в центре города должна быть ликвидирована, и участки под строительство должны выделяться в первую очередь там, где сейчас стоят деревянные дома.

Но главные архитекторы города сменяют один другого, а генеральный план продолжает нарушаться. И возможность получить «чистую» землю — как в центре, так и в менее престижных районах, у заказчиков постоянно есть. Чем влиятельнее заказчик — тем больше таких возможностей.

Самыми влиятельными у нас до сих пор остаются ведомства. Один из памятников их влиятельности — целый микрорайон на песках, выстроенный «Газпромом».

Eще один пример — дом профессорской ассоциации, удачно вписавшийся в городской ландшафт так, что рядом со стройкой остался неснесенным аварийный деревянный дом по ул.Водопроводная, 41.

Те застройщики, которые все-таки получают землю «со сносом», вынуждены конкурировать с теми, у кого земля «чистая». Стоимость квартир зависит от рынка. И можно предположить, что заказчики на самом деле не всегда могут предоставить хозяевам «деревяшек» требуемую компенсацию. Отсюда — выселения.

Вряд ли можно винить застройщиков в том, что они поступают, как им выгоднее. Можно ли винить городские власти в том, что они недостаточно жестки? Думаю, что нужно. Хотя Валерий Фалеев и привел мне много «смягчающих обстоятельств» и доказательств того, что городские власти — такие же заложники времени, как и хозяева «деревяшек». Но это уже тоже отдельная тема. Как и вопрос о справедливости законов, позволяющих выселять.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта