Не укоряйте моду за элитарность
Мода это захватывающее приключение, которое полностью преображает того, кто позволит себе однажды увлечься мыслью о творческом создании одежды. Человеческие потребности в этой сфере так ничтожно малы, что могли бы быть удовлетворены самыми простейшими формами. Однако совсем нежизненная необходимость, а чувство эстетического восприятия лежит в основе этого вида творчества.
Поэтому правильнее говорить о моде как об искусстве и не укорять ее в склонности к изощренному поиску новых форм и пропорций. Eсли бы задача моды сводилась только к нашим ежедневным нуждам хоть как-то прикрыться, она никогда не превратилась бы в такое сильное и зрелое явление культуры, каким мы знаем его сегодня. Но внутренний конфликт, где высокие замыслы художника подавлены реальным спросом лишь на его ремесленные навыки, привел в конце концов к условному делению моды на элитное искусство (Haute couture) и промышленную конъюнктуру (pret-a-porte).
Само собой разумеется, готовая одежда всегда будет пользоваться большим спросом, как, скажем, дешевые книжные издания или репродукции картин. Предметом любования, восхищения такие вещи стать не могут, как не может репродукция заменить подлинник, но зато готовая одежда может стать проводником некоторых идей Высокой моды. Через них адаптируется наш вкус к эстетическим характеристикам времени.
Сегодня в мировой индустрии моды наметился очевидный кризис: одежду класса Haute couture могут себе позволить очень немногие. Но дизайнеры, несмотря на растущие убытки, по-прежнему создают коллекции, удивляющие нас размахом творческого интеллекта и затраченных средств. Новое поколение модельеров, таких, как Джон Гальяно, Александр МакКуин, Жан-Поль Готье, вступило в настоящую схватку с обременительными стандартами последних десятилетий. Их творческие декларации выглядят порой безумно, но они оправданны на фоне минимализма, ставшего классикой девяностых. Исторические парики времен Клеопатры, этнические украшения в африканском стиле, издевательские тюрнюры, бархатные платья купеческого образца, мистический средневековый макияж — вот меню, предвещающее новую эклектику, в которой трудно рассмотреть рациональное начало.
Очевидно, что мода делает реверанс в сторону забытых и исчезнувших стилей, оставшихся в нашей художественной памяти как яркие символы времени. Модельеры пытаются найти столь же сильно звучащие образы, как, например, остроконечный головной убор средневековья, или S-образный силуэт арт-деко, чтобы они характеризовали стиль целой эпохи.
Эта попытка — не просто чувственная ностальгия, к которой свелась вся культура нашего гардероба. Думается, ни у модельеров, ни у кого другого нет иллюзий относительно того, с чем двадцатый век войдет в историю моды (разумеется, это будут тотальные брюки, мини-юбки и джинсовая одежда). Из всех доныне существовавших стилей ни один не мог бы похвастать универсальностью, пригодной для обоих полов. В этом смысле двадцатый векуни-кален. Но потребность в искусстве не осмысляется на рациональном уровне. И тогда на сцене моды возникают фантастические силуэты: платье, украшенное набивным рисунком змеиной пасти и расшитое волосом, пышные кринолины, составляющие дуэт скромным свитерам, вышивка, имитирующая шкуру пантеры, надетой на платье по принципу фартука, цветные рисованные линзы для глаз и многое другое, что способно зрелищно отразить накал художественных страстей. К сожалению, только в мастерских и на подиумах. А пока Высокая мода остается только искусством, которое надеется разбудить в нас чувство высокого стиля.
***
фото: