До выборов целый месяц. Хорошо!
А что хорошего?
Объясняю. У большинства кандидатов в депутаты нервы еще не подрасшатаны. Они терпеливо сносят реплики в свой адрес, щипки и уколы. Они с улыбкой читают фразы, вынутые из контекста, и даже делают вид, что не обижаются на автора.
А читают — внимательно.
В прошлом номере я упоминал одного из кандидатов в депутаты, чья группа поддержки весьма грубо прошлась по сопернику. Я и написал в том смысле, что, видимо, сильно боятся именно этого соперника… А на следующий день встретился мне герой заметки и, очень мило улыбаясь, дал понять, что все прочитал. Пожали друг другу руки и разошлись. Хорошо!
Не то что прошлый год. Когда мне и судиться пришлось. И штрафу административному меня подвергли. Штраф, признаюсь, я уплатил. Но до сих пор считаю, что поступили со мною несправедливо.
Было обычное интервью с городским мэром Степаном Киричуком. В ходе беседы Степан Михайлович заявил, что как гражданин он предпочел бы, чтоб губернатором выбрали Рокецкого. (Так в конце концов и получилось. Избиратели, видимо, посчитали так же).
Но «госпожа — доверенное лицо» другого претендента в губернаторы сочла, что имело место нарушение закона. Мол, мэр — должностное лицо и не имел права высказывать свою точку зрения. Написала жалобу. Но не на Киричука, сказавшего «крамольные слова», а на меня, эти слова напечатавшего. И сколько я ни доказывал (в прокуратуре, между прочим!), что мэр — тоже человек, что в соответствии с Конституцией и с Декларацией прав человека «никто не может быть принужден к отказу от собственного мнения», штраф мне влепили. Десять минимальных окладов.
Зато пока — тихо. Даже встревожившая многих наблюдателей поправка к областному закону о выборах депутатов (насчет запрета на право заседать в двух представительных органах) не очень взбаламутила нашу гладь. Вопреки ожиданиям и предсказаниям (по горячим следам) Сергея Корепанова, председателя Госдумы Ямала, эта поправка не уменьшила числа северян, желающих таким путем соединиться с Тюменью и отстаивать в областном центре права трудового народа автономных округов. Никто никому не грубит. Хорошо.
А на днях начинается широкомасштабный поход на избирателя. Кто с сачком, а кто с неводом. Стройными колоннами. Целыми отраслями. То весь Газпром баллотируется, как будто получил строгий приказ от самого Рэма Вяхирева. То милицейские товарищи намерены именно в Думе бороться с преступностью. (Я не имею в виду, что они хотят бороться с преступностью в Думе, в Думе пока — у нас же не Ленинск-Кузнецкий, не Красноярск! — нет преступности. Они хотят победить преступность с помощью думского мандата. Хотя мое, безусловно, неквалифицированное, мнение говорит, что бороться с преступностью лучше на улицах города, в составе РУВД, ППС, ОМОН, СОБР, РУОП, СПМ, на худой конец. Но — имеют право).
Раньше, при советской власти, это дело как-то дозировалось. Доярка — одна. Учительница — одна. Токарь — один. Секретарь горкома партии — один…
Но самые нетерпеливые все-таки нервничают. Так, доверенное лицо г-на Игнатенко (дв. «Тюмень-2000») предупредило меня: если я посмею напечатать раньше агитационный материал другого кандидата — на меня подадут в суд. Знакомая песня. Но — пока не подали. Однако, думаю, подадут. Потому что г-н Игнатенко запросил аж две полосы в нашей «очень популярной газете» (слова доверенного лица). А я посчитал наши возможности и количество кандидатов, сверился с законом о выборах, законом о рекламе и решил: каждый имеет право на половину газетной колонки. И отправил сии расчеты с нарочным в облизбирком. Желающие могут получить справку у господина Жихарева.
Пишу я эти строчки, то ли воспоминания, то ли прогноз. Звучит у меня в голове мелодия старинной песни: последний нонешний денёчек гуляю…
Потому что в 24.00 закончится регистрация последнего из желающих и начнется марафон. Марафон под названием «Выборы-97». Последние выборы депутатов областной Думы в двадцатом веке.
Удачи вам!