Такая культурная жизнь
Фотографический полевой госпиталь Сергея Киселева
Так получилось, что на вернисаж персональной выставки известного фотохудожника Сергея Киселева я не попал. Рецензия почти в день закрытия — нормально. Тем более что я обнаружил густо уписанную книгу отзывов (про эту традицию многие тюменские культуртрегеры как-то подзабыли). Любопытно: получилось (в приближении) на 100 комплиментов, неплохих «разборок» увиденного, 2 неприятных. Один — обвинение в бесовстве и духовной «порче» нашего народа. Другой — посетитель пришел, увидел… и ему теперь «жить не хочется». А ведь это — тоже признание, признание таланта нашего мастера, его права увидеть и запечатлеть свинцовые мерзости текущего бытия.
Жаль, что на многих городских выставках нет буклетов — штука дорогостоящая. Поэтому наша справка: Киселев участник свыше 10 выставок, в том числе самых престижных — в Испании, Аргентине, Сингапуре, которые устраивало влиятельное Международное общество фотоискусства (ФИАП). Высок его авторитет среди местных коллег, в фотоклубе. По философии творчества он — экзистенциалист, иными словами, срывающий обманчивые маски с трагической стороны человеческого существования.
Eго камера устремлена в самую суть вещей, она обнажает сложнейшие узлы-перевязи быстротекущих, мимолетных всплесков нашей жизни, обращает внимание людей на бесполезную растрату сил и времени, на суету сует и всяческую нашу суету (сюжеты о выборах, митингах и демонстрациях).
Eго фотографический «полевой госпиталь» не навязывается своим «пациентам», он «лечит» философической, раздумчивой, жесткой поэзией, скрытой в обыденной бестолковщине, новой социальной мифологии, буквально захлестнувшей сейчас страну (городские сюжеты, «Яма»). Кредо мастера в этой серии из почти 70-ти снимков я открыл в стихах гениального Арсения Тарковского: «Стол повернули к свету. Я лежал Вниз головой, как мясо на весах, Душа моя на нитке колотилась, И видел я себя со стороны…».
Выставка безукоризненно решена в композиционном отношении. В трудный диалог вступает серия «Актов» с конечностью нашего бытия в серии «От рождения до смерти». Их поэтические и радующие людей пики все время срезают бытовые сюжеты из городской жизни. Чистых пейзажей мало, от природных ласк человеку остаются опавшие листья.
Но мы не исчезли — пустая скамья хранит наше тепло, наше дыхание впитывают в себя «Деревья», которые живут куда дольше и лучше нас. Может, поэтому человек так любит их уничтожать?! А может, просто прав «Манекен», если его не отличить от молодых фигур, стоящих рядом и старательно моделирующих лживую показуху масс- культуры? Сколько «неживых» персон окружает нас, диктует нахальные правила потребительского хамства, дешевого упоения преходящим успехом, побрякушками политических игр… Посмотри, «Часы» остановились у тебя, их звучный электронный сигнал — лишь иллюзия, знак искусственной среды, нежиуи среди редких сегодня живых.
Все в мире — Любовь, она будет с тобой, если ты знаешь, видел,как восходит солнце,как | начинается фиеста — настоящий 1 праздник бытия. Черно-белая строгая логика фотосюжетов Киселева призвана успокоить растревоженный российский, естественно, и наш тюменский мир, предложить ему выбор — судорожно цепляться за обманчивые иллюзии или, как сказал тотже Тарковский: «Чур, не трогать, я живой!»
ФОТО СEРГEЯ КИСEЛEВА
***
фото: