X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Кто заказывает билеты на Сургут?

Эту странную «биллиардную» партию я разыгрываю с октября. Несколько пробных шаров пытались закатить в мою «лузу» меняющиеся партнеры. «Нам подбрасывают версию…». А вдруг обозреватель «Курьера» заглотит наживку, и пойдут гулять круги… Пока играют по-маленькой. Глядишь — и процесс пошел. Но у меня уже возраст не тот, да и не распирает меня от дурацких амбиций сыграть эту подставную роль. То ли в спектакле, то лив новой игре северных «разрушителей».

Но посетившие меня сургутские знакомые, люди, скажем так, среднего круга, умеющие быть в курсе, — мои бывшие студенты, эту версию считают чуть ли не решенным делом. Повторяю — скорей всего, речь идет о плодах воображения неких северо-окружных «радикалов». Игра фантазии, сон в морозную декабрьскую ночь… Ну что ж, давайте проведем ролевую игру, пофантазируем вместе с читателями. Поскольку версия имеет политический характер, попытаюсь просчитать ее последствия с точки зрения судей тюменской культуры.

Суть — после первой атаки на единство нашей области, отбитой с помощью Конституционного суда, часть окружных «радикалов», заболевших самостийностью, решила, мол, сделать обходной «маневр». Солидное представительство северян в новой областной Думе можно якобы использовать против Рокецкого. Поменять, мол, областные законы, пока область оставить в ее сложном трехчастном единстве. Но сделать сильный ход, судя по версии — перенос областного центра в Сургут.

И все-таки что-то тут проскальзывает — хитрое и осторожное. Повторяю, берем лишь культурные аспекты. Недавно «развелись» писатели. Теперь у нас три организации тружеников пера: Тюменское отделение СП РФ, Югорская, организация, и недавно оформилась Ямальская во главе аж с двумя начальниками — Юрием Афанасьевым и Романом Ругиным. Имея финансовую поддержку от окружных властей, они еще с начала 90-х годов показывают кукиш Тюмени. Выпускают свои журналы и альманахи, выходят десятки книг, которые уже печатают не только в Москве, но и в Словении.

Скандально известный ведущий телеканала ТВ-6 Отар Кушанашвили хорошо натренировал свои наклоны вперед, благодаря Сургут за размах осеннего фестиваля искусств. Сверхпопулярная передача канала «Знак качества», в которой до недавнего времени изгалялись только столичные персоны — от пьяных бомжей до дамы, рекламирующей эротические торты свой фирмы — хи-хи-кс! — с улицы Большая Коммунистическая — так вот, сей «Знак» переполнен несчастными юными сургутскими созданиями, мечтающими о карьере фотомоделей.

Сургутяне укрепляют кадрами свои вузы и филиалы. Хорошо «помог» Казахстан, да уже и с тюменского юга народ потянулся. Доктор наук Юрий Дворяшин оставил Ишим и бросил якорь на бреге Оби. Eще несколько докторов наук подались туда, а уж кандидатов наук — целый караван.

Зашевелились и тоболяки. Месяц назад провели I (!) международный (!) исторический конгресс азиатско-сибирской России. С помпой объявили об издании многотомной истории Сибири. Сказали, что в других «историях» много, мол, нехорошего, испорченного. Ладно, пусть историки академического института в Новосибирске в 70-е годы выпустили такой труд под жестким идеологическим приглядом. Но даже тогда без тюменских коллег не обошлись.

В регионе сложились серьезные историко-культурные силы и школы — в Тюмени, Омске, Новосибирске, Томске, Eкатеринбурге. Там же находятся архивы и хорошая научная база. Несколько тобольских работ мне достали. Не буду про историю, буду про литературное краеведение. Все, что происходило за границей Тобольска, — не наше. Кстати; подобный «залупленный» опус издали и в Ишиме.

Ладно, смоделируем последствия для нашей культуры переноса областного центра в Сургут. К радости наших национал-радикалов, видимо, в Тюмени объявят о создании первого в России русского автономного округа, отделив другие народности.

Театральная жизнь. Не знаю, почему нашей драме и кукольникам областная администрация не добивается присвоения почетных приставок «академические». Кстати, омские рецензенты этим летом несколько раз употребили сей замечательный эпитет во время гастролей тюменцев. Вряд ли в Сургут переедут опытные старики, да и приживаться для театров, пестовать нового зрителя — проблема!

Художники. О, не хватит всей газетной площади, дабы расписать, кто чего стоит. В Тюмени только мастеров высшего класса более двадцати. Квартиры плюс мастерские.

Журналисты. Читаем северные газеты, есть неплохие перья, И в Тюмени их хватает! Вот будет дележ!

А как переместить массу архивных материалов, бесценные запасники тюменских музеев? Их сотрудники в большинстве — люди состоявшиеся, чего им корень родной рвать?

Вузы. Дело северных округов — развивать свои академии и университеты, но долог путь к появлению прочных традиций, научных школ. На областных конкурсах видел я тамошних питомцев. Пока они уступают в классе тюменским коллегам.

Давно известно, что история учит тому, что ничему не учит. Как ни стремилась победить советская Москва бывшую российскую столицу на берегах Невы — ничего не вышло. Питер так и остался настоящей столицей. Хотя бы нашей культуры. Сошлюсь на свой опыт. Когда мой издатель задумал историко-культурную серию «Невидимые времена», том избранных произведений тоболяка Михаила Знаменского он поручил подготовить местным спецам. То, как они «обошлись» со своим земляком, было похоже на ситуацию, когда некоему индивиду из сельвы дают покопаться в компьютере.

Петр Бахлыков написал очень интересное историко-культурное описание судеб юганских ханты. Но лишь научное редактирование тюменского этнографа Сергея Пархимовича позволило выверить книгу в свете последних научных данных, включив ее в широкий контекст региональной истории. Этот же автор оформил свои краеведческие наблюдения в форме романа «Медвежья падь». Тут уж пришлось попотеть мне. Eремей Айпин, правда, откликнулся своеобразно — мол, непричесанное течение жизни стало выглядеть слишком литературным. Я это воспринял как высший комплимент, поскольку освобождал рукопись не только от стилистических заковык, но и от многочисленных банальностей и повторов. Иногда автор забывал, как назвал героя в первых главах, хитро путал действие. Пришлось клубок раскатать и чистить нитки от всяких бяк.

Давно пора понять давно заигравшимся северным (и уже поближе) радикалам. Игры всегда кончаются, кто-то остается в проигрыше. Переносите областной центр, пригласите на открытие Остапа Бендера. Пусть он главу про Нью-Васюки прочитает. Может быть, дойдет… Так уж сложилось в нашей истории, что пока именно Тюмень — общая культурная столица всего нашего края. Разрушать, как известно, куда легче, чем строить. Eстественный ход истории покажет, кто из нас прав. Конечно, можно провозгласить себя генералиссимусом, как Чан Кай Ши. Главным писателем Ямала — и задвигать в тень самобытную, очень талантливую дочь ненецкого народа Анну Неркаги. Но ведь от этого, по большому счету, ее звезда не померкнет. Придут настоящие люди и скажут — тень, знай свое место!

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта