Как подают милостыню в Тюмени и кому?
Ставшие в последние годы особенно популярными социологические исследования охватывают сейчас почти все сферы жизни. Такое направление социологии, как микросоциология, которой в советской науке особого значения не уделялось, теперь набирает силу.
Микросоциология ориентируется прежде всего на анализ явлений и процессов в небольших социальных группах(например: в семье, в студенческом коллективе и т.п.), и поэтому предметом ее изучения могут стать совершенно, на первый взгляд, обычные и незначительные события. И мы, СТОЯ В ОЧEРEДИ В МАГАЗИНE или РУГАЯСЬ С КОНТРОЛEРОМ в автобусе, можем, сами того не подозревая, стать объектом наблюдения социолога (кстати, вот еще один повод быть вежливым). Подобные наблюдения провели студенты третьего курса библиотечно-информационного факультета Тюменского государственного института искусств и культуры. Профессор Федор Селиванов на занятиях по социологии предложил своим студентам понаблюдать, как подают милостыню в Тюмени.
Действительно, нищие на улицах города для нас сегодня явление самое обычное. Мы привыкли к ним и часто уже просто не обращаем внимания, проходя мимо. Правда, для просящих милостыню важна не столько жалость людей, сколько материальное ее выражение. И вот студенты должны были собрать сведения о том, насколько активно тюменцы спешат оказать помощь тем, кто ее просит.
Пример того, как нужно проводить наблюдение, студентам показал сам Федор Андреевич: он отметил, что в течение часа, днем, мимо таджички с ребенком прошли пятьдесят женщин и тридцать один мужчина, и никто из них не подал милостыни этой женщине.
О проведенных наблюдениях студенты рассказывали на семинаре. Конечно, полученные ими результаты не претендуют на какие-либо обобщения, но, может быть, они заинтересуют читателей.
Студентка Наталья Лактионова провела наблюдение: остановившись неподалеку от одного из магазинов по ул. Республики, она подсчитала, что за один час в него вошли двести шестьдесят два человека, из которых двадцать два (девять мужчин, одиннадцать женщин и два ребенка) подали милостыню очень дряхлой старушке, сидевшей у дверей магазина.
Вообще, наверное, люди больше сочувствуют именно таким вот бабушкам или инвалидам, тогда как таджикам, которых называют беженцами, — даже старым и больным — особо рассчитывать на щедрость горожан не приходится. Очень часто они ходят по рынку, заходят в магазины, звонят в квартиры, их дети дергают прохожих за рукава и просят денег, но редко что получают, кроме слов «отстаньте… надоели,.. Всем не подашь… Шли бы работать… Мне самому впору милостыню просить».
Часто люди относятся с недоверием к «легенде» или поведению нищих: если какие-нибудь погорельцы стоят больше полугода на одном месте, им перестают подавать, а дерганье за рукава и сердитый крик типа: «Теть, а теть, дай тыщу рублей» — раздражают.
В дореволюционной России, где нищенство было особым промыслом, существовали даже определенные типы нищих, например: «переселенцы», «погорельцы», «странники» и др. Одним из самых распространенных был тип нищенки, побиравшейся с детьми, в некоторых районах ее называли «мамахой».
Об одной из таких современных «мамах» рассказала Лена Чучалина. В магазине просила милостыню женщина с ребенком. Подавали ей немного, и она решила, что плачущий ребенок должен разжалобить проходящих мимо людей. Выбрав момент, когда поблизости никого не было видно, женщина начала толкать и щипать ребенка.
Увидев это, Лена и другие девушки подошли к ней и попытались остановить, но услышали в ответ злую ругань.
А вот еще одно наблюдение -Олеси Кущ. Одетой в какие-то лохмотья нищей сердобольная женщина принесла старые, но вполне приличные вещи. Переодевшись в них, та снова села просить милостыню на прежнее место, но… ей перестали подавать. Тогда она вновь надела свои лохмотья и уже больше не переодевалась — ей подавали лучше.
Это только несколько случаев, любой может продолжить список.
Но мы наблюдали не за нищими, а за тем, как-люди подают милостыню, хотя именно это нам удалось меньше всего: подавали мало.
Отношение к нищим — один из показателей жизни общества. Так, например, наблюдения студентов показали, что довольно редко подают милостыню пожилые люди, обычно самые отзывчивые. Все это лишь дополнительное свидетельство ухудшения их благосостояния, да и благосостояния основной части населения.
Ирина Коваленко, студентка института искусств и культуры
***
фото: