Забытый юбилей
Зеленый городок Тюмень очаровал Константина Зеленевского — именно в такой городок советовал переехать врач жены (она болела астмой), и Константин Александрович решил принять предложение о работе в тюменском драмтеатре. В 1953 году семья покинула Москву.
Весть о приезде нового главного режиссера взволновала актрис: едет с женой — не основная ли она героиня? С отцом-режиссером прибудет сын-актер, Юрий Зеленевский, — не молодая ли героиня его жена? Но тревоги оказались напрасны — жена Константина Александровича была бухгалтером, жена Юрия работала в банке.
Столетие со дня рождения Константина Зеленевского — 24 декабря — не было отмечено. Мало кто сейчас помнит его постановки и роли, к тому же 22 декабря в театре драмы и комедии открылся 140-й сезон — это событие проглотило юбилейную дату бывшего главрежа.
«Режиссер был средний, выдающихся спектаклей не ставил. Невеликий мастер. Но грамотный режиссер. Придерживался правильной репертуарной политики, направленной на воспитание коммунистического духа. Что за человек был? Немного самолюбивый — хотя ведь все творческие люди самолюбивы, — несколько горделивая повадка у него была, но в целом — положительный человек».
Так сказал мне о Зеленевском Александр Калугин, бывший директор нашего драмтеатра. Правда, когда Зеленевский был главрежем, Калугин возглавлял областное управление культуры, то есть в одной упряжке они не работали. По словам дочери Константина Александровича, Людмилы Лисовской, эти двое не очень ладили. Почему? Объективно теперь не рассудишь. Но так или иначе, слова Калугина о Зеленевском остаются в анналах памяти.
«Это был очень хороший режиссер и больше даже хороший актер — в режиссуре он был, пожалуй, традиционен. Очень добрый человек, общительный. Я чувствовал себя рядом с ним как со старшим товарищем», -сказал Вениамин Панов, актер тюменского театра драмы и комедии.
В рецензиях на спектакли Зеленевского чаще других похвал звучат похвалы постановке массовых сцен. Например, отрывок из рецензий на «Сильные духом» (пьеса и спектакль посвящены Герою Советского Союза Николаю Кузнецову): «Сцены в лагере жизненны, почти каждый участвующий в них — точно определенный тип. Эти сцены несут в себе большую идеологическую нагрузку, показывая народный характер Отечественной войны, массовый героизм».
Трудно поверить, что постановки Зеленевского были хороши именно тем, что названо хорошим в газете. Скорее, рецензии характеризуют время, когда они написаны. Приведу еще один отрывок из статьи, названной так же, как постановка — «В степях Украины». В основу постановки легла пьеса лауреата Сталинской премии А.Корнейчука. «Заслуга режиссера спектакля К.А. Зеленевского в том, что основная идея пьесы, выраженная в словах Чеснока: «Раз к коммунизму идешь, Кондрат, надо идти к нему быстро и каждый день», — понята правильно и умело донесена до зрителя».
По воспоминаниям Людмилы Лисовской, спектакль «В степях Украины» был в первую очередь веселым, и лишь во вторую -идеологическим. Там были остроумные диалоги, характерные персонажи, актерская игра доставляла зрителям немалое удовольствие. Людмила Константиновна смеялась вместе со всей публикой над ленивым председателем колхоза, который не хотел «идти к коммунизму быстро и каждый день».
Критические замечания, как и похвалу, тоже делишь на десять. Хотя встречаются исключения. В архиве, который жена Константина Александровича передала областному краеведческому музею, заинтересовала меня рецензия Eвгения Ананьева (Шермана); известного тюменского прозаика и публициста, В «Тюменской правде» за 31 октября 1954 года он пишет об «Оптимистической трагедии». По мнению рецензента, постановщик «решил финалы всех трех актов в несколько помпезном духе, не совсем вяжущемся с реалистичной игрой актеров на протяжении всей пьесы. Финалы перенасыщены музыкой, которая мешает актерам. Желание представить в конце акта как можно больше людей, лишенных самостоятельных действий, приводит к некоторой иллюстративности. А в искусстве, как известно, количество не всегда убеждает».
Впрочем, и по таким критическим замечаниям спектакли тех лет не восстановишь.
Можно предположить, что у труппы была интересная работа: ставились не только «верные времени» сочинения, но и классика: «Надне», «Филумена Мартурано» Эдуардо де Филиппо (наверное, большинству моих современников эта пьеса известна по фильму «Брак по-итальянски»), «Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега. Ставились романтические пьесы Виктора Розова и Алексея Арбузова, не забытые и сейчас. Конечно, появлялась на сцене знаменитая тогда «Машенька» Александра Афиногенова. Зеленевский играл в ней профессора Окоёмова, он вообще много играл, почти в каждом своем спектакле.
…Константин Александрович несколько раз покидал Москву, но всегда возвращался. Он уходил на гражданскую, уезжал с «театром на колесах» на Дальний Восток, отправлялся покорять целину… А в Москве жили родные, огромное сообщество родных, — Зеленевский был семнадцатым ребенком в семье!
Но из Тюмени, хотя постепенно она теряла очарование маленького, зеленого, провинциального городка, он в столицу не вернулся.
Зеленевский считал, что в Сибири щедро рассыпаны «золотые зернышки», надо их найти и не дать погибнуть. Последние годы он посвятил талантливой молодежи из художественной самодеятельности.
Доброе слово о Константине Александровиче могли бы сказать и актеры, которые при его художественном руководстве получили звания заслуженных. Но их уже тоже нет в живых, Людмила Константиновна Л и сов-екая говорит, что именно Зеленевский повысил актерское мастерство в драмтеатре, он терпеливо работал над техникой актера, и это принесло успех его младшим товарищам. Сам Константин Александрович получил звание заслуженного артиста РСФСР в 1951 году.
Три юбилея он отметил здесь: 60 лет, 70 и 75. Первый — шумно, два других тихо.
Умер в 1974.
***
фото: