Что нам заменит «Хед энд Шолдерс»?
Первый раз увидев в киоске шампуни «Престиж» («из сырья фирмы «Хенкель», соответствуют мировым стандартам»), я сразу же вспомнила смешное слово, услышанное на одной из выставок — «импортозаменяющая продукция».
Генеральный директор ЗАО «Кварц ЛТД» Владимир Зуев утверждает, что их продукция не только не хуже той, что выпускают «Джонсон и Джонсон», «Л’Ореаль» (фирма «Хенкель» -и их поставщик тоже), но для тюменского потребителя даже лучше — западные специалисты разрабатывали технологию, приспособленную к тюменской воде. Сырье произведено на основе натуральных компонентов. Например, на основе яичного белка или кокоса. (С кокосом понятно. Но кур в России вроде бы хватает. Впрочем, это вопрос уже не к «Кварцу» — E.К.). «Кварц» также использует глюкозидовые структуры — те самые, которые называются глюкосилом в рекламе «Органикса». Все многочисленные «натурпродукты» и прочие «глюкосилы» составляют в отпускной стоимости шампуня всего двадцать процентов — так что продукт больше отечественный.
Уговорить немцев поставлять в Тюмень именно сырье, а не полуфабрикаты или готовую продукцию, было трудно — «никто не хочет быть сырьевым придатком». Тем не менее уговорили, и теперь у «Кварца» есть сертификат на продукцию и производство. «Хенкель» же продолжает контролировать качество продукции.
Честно говоря, цех, где производятся шампуни, не очень напоминает о международном уровне. Оборудование частью немецкое, а остальное сделано либо в Тюмени, либо в Eкатеринбурге — оно, наверное, хорошее, но никаких тебе хромированных деталей.
И много ручного труда. Из немецкого накопителя в болгарские бутылочки шампунь попадает при помощи шланга с краником. Краник отвинчивают инвалиды, они же подставляют бутылочки, завинчивают на них крышки, приклеивают этикетки.
На предприятии все рабочие имеют вторую или третью группу инвалидности — большинство из них глухонемые. Рабочие места были созданы по договору с городским центром занятости, который субсидировал запуск в производство новой продукции.
Производством шампуней «Кварц» занялся два года назад, но тогда технология была болгарская. «Хенкелевские» шампуни выпущены в продажу совсем недавно — в октябре.
Тюменцы товар покупают, но не так активно, как хотелось бы. По убеждению Владимира Зуева, дело тут не в качестве.
«Мы участвовали в рождественской ярмарке, получили там диплом. Но главное, что покупатели, купившие одну бутылочку шампуня, на следующий день приходили и покупали еще десять. И ни разу за все время, пока мы работаем, никто не пришел и не пожаловался, что у нас плохой продукт. Но несмотря на то, что наша отпускная цена заметно отличается от цены на импортные шампуни, покупателю это уже почти не заметно. «Роспечать», например, накручивает пятьдесят процентов. Как предприятие, на котором работают инвалиды, мы имеем льготу по налогу на добавленную стоимость. Но этот налог потом все равно платит распространитель нашей продукции — а значит, потребитель».
Необходимыми ресурсами для выпуска новой продукции предприятие запаслось, с налоговой инспекцией проблем не имеет, но долги перед коммунальными службами есть — а отсюда следует угроза отключения тепла.
Затраты на запуск новой продукции пока себя не окупили. Нужна «раскрутка», нужны оборотные средства. И оборудования не мешало бы подкупить -хотя бы полуавтомат для разлива шампуней.
Обычный «короткий» коммерческий кредит производственному предприятию не подходит. Надежда была на областной «Закон о протекционистской политике в отношении производителей товаров и услуг, находящихся на территории области». «Кварц» «подпадает» под его действие сразу же по нескольким пунктам. Но надежда пока так и остается надеждой. Обращение в городскую администрацию несколько месяцев назад обернулось «новогодней открыткой». Ответ, подписанный Николаем Дербиным, — «в связи с недостаточностью средств в бюджете на 1997 год нет возможности…» — пришел двадцать девятого декабря. Девяносто седьмого года.
Владимир Зуев, рассказывая о планах, то и дело казался пессимистом. По крайней мере, в то, что кто-нибудь когда-нибудь станет вдруг помогать местным производителям, он уже не верит.
Тем не менее «Кварц» продолжает внедрять новые продукты. Со дня на день в магазинах вдобавок к уже имеющимся шести разновидностям «Престижа» должен появиться детский шампунь «Фунтик». Изготовлена опытная партия моющих средств — они уже прошли испытания в Eкатеринбурге. Итак, родители из Вилларибы и Виллабаджи, примите к сведению -у «Фейри» скоро появится конкурент.
***
фото: