Новый материк
Началось все после того, как весной минувшего года наш издатель Юрий Мандрика подвел баланс трехтомной «Литературы Тюменского края». Издание себя оправдало. На дружеской вечеринке Лукич хитро прищурился и сказал своей рабочей группе: «А что? Хрестоматия охватила литературное развитие с момента образования Тюменской области в 1944 году. Eсли верить нашим краеведам, в XIX веке не так уж много авторов и произведений. Местную литературную жизнь если и замечали в России, то редко и как явление второго и третьего ряда. Зачем терять темп, наработанную методику? Давайте продолжим работу и к зиме выпустим томик с XIX веком».
Так и порешили. Но стоило только рабочей группе совершить в августе прошлого года самое первое погружение в глубь запасников архивов, музеев и библиотек, как из тьмы былого на них хлынул настоящий поток замечательных фактов, неизвестных имен и текстов.
Группа поредела, и первый том на пределе человеческих возможностей довели до печатного станка сам Мандрика вкупе с доцентами кафедры литературы Тюменского госуниверситета Натальями — Горбачевой и Рогачевой.
Издательство «СофтДизайн» к числу богатых никак не отнести, и славная троица выполняла обязанности экспедиторов, переписчиков, корректоров, археографов… Да, дорогой ценой достался этот первенец из серии «Российская провинция: От Карского моря до Приишимских степей». В первый том — «Лукоморье» — вошли фольклорные произведения народов Западной Сибири, главы из книг многих писателей, чья судьба связана с нашим краем. Пока собраны тексты, созданные на основе фольклорных и мифологических традиций. Адрес книги — самый широкий. Тут и школьники, студенты, изучающие литературное краеведение, и все любители его.
Материал добывали в университетских сибирских городах, на Урале, в Москве и Питере. Ну как же так? Полвека получали зарплату многочисленные младшие и старшие научные сотрудники, полвека сдавали свои «пламенные» отчеты о «дальнейшем углублении в деле изучения культуры Тюменской области». Целый институт в Сибирском отделении АН СССР не щадил живота своего двадцать лет, чтобы выпустить пухлый том истории литературы Сибири. Не знаю, как там относительно других сибирских областей, но Тюмень почему-то представлена у «академиков» малозаметной литературной скромницей.
На самом деле в Тобольской губернии весь XIX и в начале XX века шла интенсивная духовная жизнь, ярко горели свои зеленые лампы на литературных вечерах, каждое учебное заведение считало делом чести выпускать свои журналы и альманахи. Горстка авторов «Лукоморья» обнаружила около 200 забытых имен литераторов, вернула свет более 500 произведениям! И это лишь начало, часть затонувшего во мгле времен удивительного материка тюменской культуры.
Целый печатный лист (16 страниц мелкого шрифта) заняли в «Лукоморье» биографические справки об авторах. Склоним головы перед памятью Петра Городцова, судебного следователя, собиравшего и изучавшего народную культуру «русской Сибири», праздники и обряды крестьян Тюменского уезда, описавшего Масленицу.
Почитаем-помянем нашего писателя-самоучку из крестьян Арсения Жилякова: «Отошло куда-то назад знойное, как солнечный сон, лето; осталась где-то позади, словно растаяла, студеная, с трескучими морозами и мглистыми буранами зима…», (начало «Кириллкиной беды»).
Идем дальше — Порфирий Инфантиев. Написал «Этнографические рассказы: Из жизни татар, киргизов, калмыков, башкир, вогулов и самоедов» (1909) для детей. Мария Костюрина (Eмельянова). Записала народные песни в деревнях около Тобольска. Хрисанф Лопарев -первый историограф с. Самарово (Ханты-Мансийск). Павел Лукьянов (1924-1986) — обратите внимание на даты. Был секретарем сельсовета в д .Зырянка Тюменского района. Собрал местный фольклор — забытый и никому не нужный. В «Лукоморье» впервые публикуются записи «Сказок про шута Балакирева».
Уважим собирателя и его сказителя Д.Т.Сидорова (запись 1949 г.). Осердился как-то царь Петр на шута Балакирева. «Уезжай, — гыт, — чтобы не было тебя на моей земле». Балакирев поехал в Швейцарию и купил там аршин земли. Взял документ, что действительно там купил землю. Нагрузил на колымагу и едет на ей к Петру. Петр увидел его и кричит: «Ты опять на моей земле?». Балакирев отвечает: «Извиняюсь, гыт, Алексеич. На своей. Собственной. В Швейцарии, гыт, куплена». Достает документ. «Смотрите, проверьте, пожалуйста». Царь посмотрел и говорит: «Ну оставайся тогда опять при дворе. Живи, когда у тебя собственная земля куплена».
Дальше… Иван Неклепаев. Описал «Поверья и обычаи Сургутского края» (1903). Иван Худяков, издал в 1860-х гг. сборники сибирских сказок и загадок.
Николай Чукмалдин. Наш купец, путешественники меценат. Про него много писала тюменская пресса последнего десятилетия. Но никто не удосужился заглянуть в «Тобольские губернские ведомости». Заглянули «лукоморцы». Оказывается, сия газета состояла из двух частей — официальной и другой, похожей на солидный современный еженедельник. За свой век «Ведомости» фактически напечатали целую библиотеку нашей литературы. Именно там увидели свет изящно написанные очерки и статьи Чукмалдина.
Лишь малую «горсть» имен поднял я, а уже пора подводить итог этому обзору. Но мне легко, нет творческих мук. Почитаем предисловие — оно того стоит.
…Именно народ и стал первым и превосходным певцом Сибири и ее «истории» от самых истоков первотворения земли до нынешнего дня. Священные мифы рассказывают нам о древнем океане, ко(да не было суши, и птицы доставали ее из глубин и приносили в клювах, о том, как земля росла, как появились первые люди, как расселились они по обширным пространствам, как боги дали им свои законы. Эпические сказания говорят о героях-устроителях жизни и о тех трагических ошибках, из-за которых появились на земле болезни и смерть; о труде и мужестве, какие требует от человека наш суровый и все-таки благодатный край. Исторические события, войны и мятежи, основания и падения сибирских городов, судьбы ссыльных и вождей народных восстаний вошли в поэзию разных народов.
Мало найдется мест, где народная культура была бы такой же «многоголосной», как в нашем крае. Русские песни звучат наряду с ненецкими сюдбабц -эпическими сказаниями, мансийские и хантыйские мифы сосуществуют с волшебными сказками сибирских татар и славян, соседи ходят друг к другу на национальные праздники.
Несколько веков жизни на одной территории не привели к утрате национального своеобразия сибирских культур, время не смогло полностью оторвать народы от своих корней. В таком многоголосии и родилась сибирская литература, осознавшая предстоявшую нашему краю судьбу, стала его художественной летописью. Писатели-сибиряки усвоили наши устные предания, претворили в книги фольклорные образы и сюжеты. Они открыли читателю небывалый мир, рассказав о детстве, проведенном в Сибири. Переднами возникает образ маленького Полуторовска (Ялуторовска), где прошли детские годы воспитанника декабристов, литератора и художника Михаила Знаменского. Мы оказываемся на улицах Турени (Тюмени), проходим вместе со Стасиком (героем повести Владислава Крапивина «Белый шарик матроса Вильсона») к обрыву Туры у старой пристани. Вместе с пришвинским Алпатовым смотрим из окна удивительного дома-корабля на ту же пристань, вдыхаем аромат цветов в саду Александры Ивановны Даудель, где скрывается мальчик Ваня Словцов, ставший потом директором Александровского реального училища и основателем областного музея.
Писатели превратили наш край в сказочное Лукоморье, в мир, населенный таинственными духами-«суседками» и «ржавыми ведьмами» (крапивинская «Тополиная рубашка»). Они повели нас к Черному озеру, подернутому радужной пленкой нефти…
Литература преобразила образ суровой сибирской природы в близкий и родной, дала почувствовать тепло «метели на ладони», вкус морозного воздуха, который тает льдинками на языке. Писатели-краеведы научили нас различать плач гагары и жалобы ветра, сказки Старой Березы и стон кукушки.
Край обрел «голос», даже «голос молчания», когда можно понять другого человека и саму землю без слов, ничего не произнося вслух. Многие вещи, о которых говорится в забытых книгах, уже не существуют. Нет серебристого тополя, возвышавшегося над всей Тюменью, нет и дома-корабля, и Аптекарского сада, исчезли с лица земли древний город Искер и крепость грозного Сатыги. В «царство мертвых» перешли герои сибирской истории, когда-то столкнувшиеся в кровавых поединках. Неумолимо разрушается и традиционная народная культура. Но литература края возвращает нам наше прошлое, заставляя отыскивать его следы в мире, который нас окружает.