X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Размышления после вернисажа

Большие совместные выставки, устраиваемые Союзом художников, давно стали редкостью. Eсли раньше дважды в год зрители имели возможность ознакомиться с тем, как протекает художественная жизнь в тюменской богемной среде, то теперь на это нет ни сил, ни средств, ни воодушевления. А традиция проведения зональных выставок по стране, казалось бы, давно забыта. Последняя большая зональная экспозиция была устроена в Кургане семь лет назад.

Поэтому организация нынешней осенью огромной выставки «Урал» в Уфе, конечно же, стала большим событием не только для региона, но и в масштабах страны. Eще одна зональная выставка недавно прошла в Хабаровске и представила творчество художников Дальнего Востока. Видимо, предполагается реконструировать прежнюю схему отсчета мастеров из всех областей и краев: после больших экспозиций по регионам лучшие работы будут отобраны на завершающую выставку «Художники России». К участию в ней уже приглашены наши тюменские авторы.

Союзом художников предложена целая система поощрений — награждение медалями и премиями. Кроме того, по результатам выставки некоторые молодые художники будут приняты в СХ без предварительных просмотров и отборов на местах. Все эти условия не были заранее известны нынешним участникам. Но, вероятно, они не стали бы решающим моментом для тех, кто отказался предоставить свои работы для экспонирования в Уфе. Дело в том, что довольно трудно осуществить перевоз картин, а тем более скульптур, и нет никаких гарантий, что. они вернутся в целости и сохранности. По этой причине многие художники отправили не лучшие свои вещи. Оказалось, что так поступили не только наши авторы. А участвуют в выставке 13- городов, среди которых Eкатеринбург, Пермь, Челябинск, Златоуст, Нижний Тагил.

Характерной чертой нынешней экспозиции стало то, что в ней представлены мастера не только из крупных центров, где существуют самостоятельные отделения Союза художников, но и с окраин, где теперь тоже, очевидно, работают профессионалы. Наша организация значительно расширилась. Свое творчество демонстрировали молодые авторы из северных городов области — Сургута, Лангепаса, Мегиона, Нижневартовска, а не только из Тюмени и Тобольска.

По сравнению с уральской зоной, в Уфе оказалось достаточно много молодых участников, что, несомненно, повлияло на общее впечатление от экспозиции. Возникло ощущение, что в прошлый раз в Кургане выставочный комитет отбирал произведения таким образом, чтобы выдержать некую единую линию, какой-то определенный уровень. Экспериментальные работы не выпадали из общей концепции выставки, выглядевшей поэтому целостной и завершенной.

Нынешняя уфимская отличалась разностильем и разнообразием манер. С одной стороны, это интересно. Но, с другой стороны, появились работы, которые по своему художественному уровню не должны были сюда попасть. Как правило, эти вещи принадлежат молодым авторам, которые имитируют творчество.

Похоже, когда не хватает мастерства, его пытаются усилить изощренными наворотами форм, техническими эффектами, но все эти изобретения остаются на уровне дешевых трюков. Нельзя сказать, что работы такого плана преобладают в экспозиции или слишком бросаются в глаза. Но то, что они появились в таком количестве, все же характеризует общее состояние растерянности, Стало очевидным, что многие авторы потеряли ориентиры, каждый оказался перед выбором: руководствоваться ли ему лишь собственными принципами, модными веяниями или подчиниться массовому вкусу, достаточно влиятельному (в экспозиции довольно много салонных вещей).

Творчество мастеров старшего и среднего поколения выглядит более традиционным, но зато и более профессиональным. Не пытаясь поразить зрителя грандиозными замыслами или спецэффектами, авторы просто делают свое дело, что искреннее и честнее, чем если бы они стремились добиться популярности любыми средствами. Эксперименты и импровизации здесь обусловлены и мотивированы — тем более важным требованием к произведению искусства сегодня становится профессионализм.

Как мне показалось, этому требованию в большей степени соответствовала скульптура. Вероятно, потому, что этот вид искусства не допускает небрежности в работе с материалом, требует большей тщательности и терпения. И промахи здесь сразу заметны, тогда не спасет и общее впечатление. Раздел скульптуры на выставке оказался более сильным, и тюменские авторы выступили довольно успешно. Произведения Т. Вострецова, В.Афанасьева, Н, Распопова и В.Шарапова выдержали уровень, не растворились и не затерялись на общем фоне.

По уфимской экспозиции трудно судить, какие отличительные особенности свойственны тюменским авторам, зато обнаружились общие черты, общие для всего региона тенденции. По всей видимости, проблемы в Тюменском отделении СоюзаХудожников такие же, как й всюду: трудности с материалами, мастерскими и трудности творческого плана.

А чтобы ощутить какие-то результаты, убедиться, что художественная жизнь в городе не стоит на месте, необходимо показать работы, экспонированные на выставке «Урал», здесь в Тюмени. Намерения такие есть и, скорей всего, будут осуществлены.

Татьяна Борко — искусствовед, преподаватель Института искусств и культуры.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта