Зачем молодым знать про войну…
Николай Николаевич Харламов, участник прорыва Ленинградской блокады, рассказывает: «Я не хочу говорить про войну. Голод, холод, я бы не хотел это помнить. После войны меня долго преследовало чувство голода.
Знаете, когда мы брали Ленинград, у нас в полку был фельдшер — Колька Шальнев. Ой, до чего юморист был! Он мог так пошутить, что полк потом еще неделю над его шуткой заходился. Помню, когда мы шли через Ладогу, машина, которая ехала впереди, провалилась под лед. А он повернулся ко мне и как ни в чем не бывало говорит: «Вот, довыпендривались. Нет чтобы других вперед пропустить»… А когда есть сильно хотелось, вот тут уж Колька над нами издевался вовсю. «Хочешь хлеба?» — спрашивал он. «Смаслом или как?». «С маслом», -отвечал я. «Жаль, жаль, — вздыхал Колька, — С маслом сегодня нету»… Мы на него здорово тогда злились. Сейчас, я понимаю , что выжил, потому что были на войне такие, как Колька Шальнев.
Идем мы с ним как-то по Ленинграду (после снятия блокады). А навстречу нам — девушки. Я толкаю Кольку в бок, давай, мол, познакомимся. А он с серьезной миной отвечает: «Нет, эти не пойдут. У них грудь колесом»…
А потом меня ранило. «Черепно-лицевая травма»,- говорили врачи. Вы даже не можете себе представить, какие муки испытывает человек, когда у него в деснах торчат осколки. Война -это тяжелая физическая боль. Во всяком случае, для меня.
А еще я любил танцевать степ. После войны мне даже приз дали — красную рубашку. Мать ее потом на картошку обменяла. Тогда же, в сорок третьем, я встретил свою жену — Анну. Вот мы с ней живем уже 55 лет. А в сорок пятом погиб мой брат. Глупо погиб, за два месяца до окончания войны. Мне трудно было пережить его смерть. Господи, да зачем вам, молодым, знать про войну. Я вынужден помнить о ней каждый день. А вам этого не надо……