X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Где вы, родные и близкие?

«Когда началась война, мне было 20 лет и я служил в армии на Дальнем Востоке. И только в декабре 1941 года меня послали на фронт. Там, на фронте, погиб мой отчим…», — тут Виктор Степанович обрывает свой рассказ о войне, потому что речь зашла о смерти. Он ненавидит это слово.

Смерть Виктора Максимова преследует везде, где бы он ни был. Сначала из жизни ушел отец, затем отчим, мать, братья, любимая жена. И сейчас, закрывая глаза, он видит свою родную деревню Левочкино… С сестрой и братьями работает на сенокосах, а вечером танцы: играет патефон, пары кружатся в вальсе… Но нет уже давно той деревни — лет тридцать, наверное.

…Была война, и он, как и все тогда, воевал. За Ленинград, за Варшаву, за Эстонию. И многое не хочется помнить. Забыть трупы под городом Тихвиным, много там было трупов. Забыть мертвый Ленинград, когда русские войска вошли в него. И как шли пешком через Ладогу по 30-35 километров в день. Шли ночью.

Но было и другое на войне -светлое. Виктор Степанович вспоминает мартовское солнце под Варшавой, хорошо тогда было, тепло. А до этого была длинная полоса невезения: два ранения, и хуже всякого ранения — неразделенная любовь. О, как он тогда обжегся! Eе звали Нина, и жила она в Ленинграде, там и познакомились. Начали переписываться, встречаться. Виктор Степанович, а тогда про-

сто Витька, строил большие планы в отношении себя и Нины. До сих пор хранит в памяти ее улыбку, глаза, помнит даже запах ее волос… «Такую не любить было нельзя», — признается мне он. Но вдруг, как гром среди ясного неба, сообщение: у Нины есть другой! Что тогда с ним было… И если бы не друзья, он просто не смог бы этого пережить.

Но жизнь идет своим чере-*дйм. И если, спустя год, он все еще болен Ниной, когда в бараке смотрит фильм с участием Марка Бернеса «Два бойца» (надо сказать, сильное впечатление на него произвел этот фильм), то в сорок четвертом он восторгается красотой немецких рек, емувспоминаются горы, где проходил его артиллерийский полк, За войну Виктор Степанович дважды встречался со своим братом Алексеем. Тогда их все путали, впрочем, и после войны тоже.

А еще ему вспоминается, как наши войска окружили город Праудинец и немецкий генерал выехал оттуда с белым флагом. Виктору Степановичу вдруг показалось, что с Берлином будет то же самое.

В конце апреля 1945 года он въехал в Берлин, до сих пор перед его глазами пестрят надписи типа «Мы отомстили Германии за свою Родину» или «Я, Иванов Паша, был в Берлине».

Много воды утекло с тех пор, как Виктор Степанович выстрелил в последний раз, взял в руки вещмешок, фуражку (до сих пор хранит) и вместе с однополчанами отправился на Родину.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта