Дело о выеденном яйце
У каждого взрослого сохраняются о школе какие-то воспоминания: грустные и веселые. Многие на всю жизнь связаны школьной дружбой. И по прошествии многих лет могут сказать друг другу: «Ты помнишь, как в седьмом классе на уроке алгебры ты пел…» Или принес замерзшего воробья на урок истории, или написал на парте: «Я люблю тебя, Лена». А строгий-престрогий учитель сделал тебе выговор. Сказал: «Выйди из класса!» или «Дай дневник!» — и написал в этом дневнике та-а-акое, что родители потом за голову хватались.
…Случай, произошедший недавно в одной из тюменских школ, всколыхнул преподавательские круги города. И пятнадцатилетнему участнику этой истории Дмитрию (имя изменено — О.И.) вряд ли захочется вспоминать свою школу. Во всяком случае, именно эту, где он учился до недавнего времени. Здесь его ОСКОРБИЛ ПРEПОДАВАТEЛЬ. Он его спровоцировал на драку. Он вступил в драку И больше всего Дмитрию обидно за то, что преподаватель был не прав. Так, во всяком случае, утверждают одноклассники и мама Димы.
Молодой физик, выступая на педсовете, который дважды обсуждал этот инцидент, был другого мнения: он считает, что ученики должны слушаться беспрекословно и на замечания учителя реагировать соответственно своему ученическому положению. Он всего-то приказал Дмитрию поднять с пола бумажный самолетик. Ответ Дмитрия: «Кто бросал, тот пусть и поднимает!» Учитель, по словам учеников, подошел и взял ослушавшегося за ухо. «Как можно ослушаться педагога! — воскликнет потом один из преподавателей. — Учитель, он ведь сеятель добра. Дурное он бы не заставил делать. Подумаешь, поднять бумажку!»
Учителя, конечно, можно понять. Он должен отвечать за дисциплину в школе, а как объяснить девятикласснику, что тот должен убирать за собой мусор, если любое замечание педагога встречается ухмылками?
Но ведь и ученик может найти массу оправданий: он не бросал бумаги, а учитель, нет чтобы объяснить деликатно: Дима, пожалуйста, подними эту бумагу. Нет, он сразу схватил его за ухо, и, главное, при девчонках-одноклассницах. Разве такое можно снести молча? А потом ученик ответил учителю ударом. Завязалась драка. Пострадали, естественно, оба.
Как говорится, из-за бумажки. Точнее, из-за выеденного яйца.
Потом был педсовет. Ученика из школы исключили. «Он не подарок, — сказала одна из преподавателей, — в пятом классе мальчику из параллельного класса разорвал рот…» «Он так себя ведет, потому что его мама работает в администрации города». «У них и младший брат таким же лоботрясом растет», -говорили мне педагоги этой школы. Но были и другие мнения. Говорили учителя, что Дима очень способный мальчик. Он занимался в секции бокса. Не пил, не курил, как многие, а занимался спортом, учился лучше своих друзей. И, главное, имел на них влияние. Он «держал в кулаке» всю мужскую половину класса. «А еще он красивый и всегда хорошо одет», — сказала мне одноклассница Димы.
Что же касается преподавателя физики, то он в школе работает второй год. Раньше в этой самой школе он учился. «Вежлив, тактичен,» — говорят коллеги. Но есть и другие мнения -учеников, которые учителя почему-то недолюбливают: они, говорят, что физик слишком требователен, несправедлив и груб. Во всяком случае, кабинет, где молодой преподаватель ведет свой предмет, украшают надписи, самая невинная из которых гласит: «Физик — лох».
«Преподаватель не имеет права так себя вести по отношению к ученикам. Он должен сдерживать себя даже тогда, когда ученик его ударил,» — скажет мне потом завуч этой школы.
Мама ученика понимает преподавателя. Сразу после случившегося она принесла ему свои извинения. Но она не может понять, почему почти весь педагогический коллектив школы настроен против нее? Почему директор школы не пустила ее на классный час, где обсуждали этот инцидент? Почему сразу «исключить»? Ведь можно разобраться без лишнего шума. Можно найти выход. Почему сразу в другую школу, неужели там будет лучше?
Председатель комитета по образованию Центрального округа Федор Майер сказал, что в данном случае педагогом допущена непростительная ошибка. Педагог встал на один уровень с учеником. Но даже это не так страшит, страшно другое. Этот инцидент ВИДEЛИ другие ученики. Для них этот преподаватель навсегда потерял свой авторитет. Для учителя непростительно допускать жестокость по отношению к ученику, он не имеет права этого делать. Педагог должен любить своего ученика. Только хорошим отношением к человеку можно добиться от него желаемого. Федора Давыдовича давно беспокоит атмосфера той школы. Подобный случай здесь, увы, не первый.
От редакции. Случай, безусловно, дикий. И мы не считаем себя вправе решать: кто — прав, а кто — виноват. Учитель, вступивший в рукопашную с учеником? Ученик, отрабатывающий на учителе знания, полученные в боксерской секции? Eстественен ли порыв матери, готовой защищать сына? Справедливы ли корпоративные чувства учителей, стремящихся поддержать коллегу и упрекающих в наличии тех же чувств отдельных городских чиновников?
Каждый из них знает о предмете гораздо больше, чем мы с вами. У каждого свой взгляд, свое понимание ситуации. Нам кажется, что тут есть две проблемы. Частная: Дима и учитель. И общая — школа в нынешнем мире.
Нам бы очень хотелось знать, что обо всем этом думает читатель.