Инвестиции в миноре
Сэр Эндрю Вуд, посол Соединенного Королевства в России, очень приятный человек. И говорит по-русски очень мило. Как впрочем, очень милым и приятным во всех отношениях был и последний посол США в СССР Джон Мэтлок. И о мисс Болтон, из министерства экономики США, что некогда (в девяносто втором или девяносто третьем) посещала нашу область, тоже худого слова не скажешь. Как и о недавнем полномочном представителе Соединенных Штатов в России Томасе Пикеринге…
Впрочем, все дипломаты, по служебным делам навещающие нашу территорию, просто блещут хорошим воспитанием, знанием страны, заинтересованностью в ее успехах. Но если говорить откровенно, я лично несколько устал от своего собственного восхищения. И даже — разочарован.
Потому что пытаюсь обратить свой взор вспять и зачерпнуть в прошлом хоть какой-нибудь результат от этих встреч. Хоть что-нибудь, что можно отнести к так называемому коэффициенту полезного действия. Шарю в прошлом и настоящем и, к разочарованию своему, обнаруживаю, что коэффициент полезного действия таких поездок меньше, чем у паровоза.
Вчера я присутствовал на встрече британского посла и сопровождающих его лиц с представителями тюменского бизнеса.
Посланцы Альбиона являли собою развернутую картину британской промышленности, торговли, банковской системы: нефтяная промышленность, телекоммуникации, экономическая безопасность, крупнейшая в мире фармацевтическая фирма, шотландская торговая палата, крупнейшая в мире компания по выпуску оборудования для пищевой индустрии… Поначалу мне было удивительно, что тюменцы, собравшиеся по приглашению областной администрации, были в явном «меньшинстве». А потом подумал, что не один я помню и тюменскую встречу во Дворце культуры «Нефтяник», и сургутскую, и еще одну тюменскую — по инициативе Джона Кеннеди, редактора «Ойл энд гэс джорнел». И не один я вытаскиваю из пучины воспоминаний пустую горсть. «Пришел невод с травою морскою», — писал по этому случаю Александр Пушкин.
Американцы давно отказались от таких десантов, хотя бы и усиленных дипломатическим спецназом. Теперьэтот вариант отрабатывают британцы. Мне пришлось наблюдать, как три финансиста из «Гонконг групп» терпеливо выслушивали тюменские предложения. Об инвестировании линии по розливу тюменской воды в пластиковые бутылки. Об испытании на тюменских стройках новых технологий сооружения домов, а если технологии нам подойдут, то мы предоставим авторам возможность дать нам кредиты. Eще один выступающий вяло пытается заинтересовать гостей строительством деревянного жилья, другой — рассказом о том, почему на севере невозможно производить продукты питания, третий — возможностью приобрести пакет акций авиакомпании…
А потом стали выступать гости и выяснилось, что они вообще не предоставляют кредитов. Они работают с ценными бумагами…
Один из местных производственников оказался рядом со мною и на протяжении 45 минут, столько продолжалась встреча, лишь недовольно бурчал. О нечеткости и безадресное? предложений. О том, что не пригласили серьезных производственников.
— Зачем же приехали британцы?
— Разведка…
Конечно, мой сосед вовсе не имел в виду «Интеллидженс сервис», одну из лучших в мире разведывательных структур. Но, в принципе, он прав. Команда сэра Эндрю прибыла в Тюмень именно с разведывательными целями — своими глазами посмотреть, как у нас обстоят дела с бизнесом и стоит ли вкладывать в наши проекты, в наши предприятия и в нас самих свою консервативную валюту — пресловутый фунт стерлингов? Точно так на нас уже смотрели американцы, японцы, французы, немцы…
Теперь — британцы. То ли мы с вами не внушаем большого доверия, то ли потенциальные инвесторы сильно осторожничают, но, по словам моего соседа, одного из крупнейших тюменских производственников, единственные, кто, рискуя, играет на нашем поле, — это турки. И тут же добавил, что на месте иностранцев поступал бы так же. Поскольку даже со своим губернатором, который привел в область немецкую кредитно-бартерную линию, и то никто расплачиваться не спешит. А уж чужих инвесторов обдерут как липку.
Вот такие грустные мысли вызвал у меня британский десант.
***
фото: