Когда в товарищах согласья нет
Первый неприятный звонок прозвучал уже на встрече с преподавателями и студентами Тюменского госуниверситета в читальном зале научной библиотеки вуза. В рамках тюменских Дней Пришвина у нас гостила представительная делегация столичных литераторов. Особенно много было сотрудников из известного журнала «Октябрь». Все, что касается Пришвина, прошло хорошо и интересно.
Но столичные гости расширили свою программу. Помимо желания как можно лучше представить родной журнал они заявили, что хотят установить постоянные контакты с местными литературными силами, познакомиться с новинками и обменяться мнениями относительно текущей литературной ситуации» в стране.
Однако уже в университетской библиотеке обмен приобрел странные черты. Выступали (и долго!) лишь гости да очень малое число лиц, опекавших их в Тюмени. Залу слова не давали. Правда, разрешили задавать вопросы. Нашлись пытливые натуры, которые к своему вопросу добавляли оценочные суждения, не всегда приятные для москвичей. Наши литераторы и читатели, студенты и аспиранты перед встречей почитали-полистали «Ок’ябрь» и, хотя и кратко, мнение свое сумели выразить. В ответ они услышали, что «ничего не понимают в современном литпроцессе», страдают провинциальной близорукостью и не в состоянии достойно оценить блеск столичного нового слова. Под гул возмущенных голосов гости покинули зал…
Почему-то не пришли они на научно-практическую конференцию, где как раз выступали тюменские литераторы, была развернута выставка наших книг. Я подошел’ к организаторам и спросил, в чем же дело? Меня успокоили и сказали — вот в четверг приходите вечером в областную библиотеку. Поскольку вы им интересны, то расскажете о своей работе над региональным культурологическим проектом книжной серии «Невидимые времена» в издательстве «СофтДизайн». Покажете новые книги местных авторов, поговорите о них.
Четверг. Вечер. Те же лица в «президиуме», тот же ход. Без всякого намека на диалог, взаимное общение. Правда, публика была другая. Гуманитарный зал был полон, но очень быстро стало ясно, что многие пришли «на гостей». Вот он, проклятый комплекс местной неполноценности: свои своих непознаша… Когда в этом зале проводили юбилейные вечера местных авторов, народу было раз в десять меньше.
После речей о нашей провинциальности, отсталости в зале нашлись сочувствующие. Некая дама горячо говорила, сожалея, что куда-то провалились тюменские писатели, никого не видно, не слышно. Она, мол, следит за новинками, но ничего не выходит. Дама — поклонница творчества Любови Заворотчевой. Почему она молчит?! Пришлось подать реплику, что Заворотчева уже 10 лет как уехала в Москву, что в прошлом году вышло свыше полусотни книг (разных, плохих, средних, хороших) тюменских авторов — от Ямала до Ишима. Что выходят два журнала на наших «северах», что «Курьер» постоянно информирует о книжных новинках, печатает много рецензий. Что местная литература хорошо подается в радиопрограмме Татьяны Оносовой. Что полезно хотя бы немного владеть предметом, чтобы так резко, негативно о нем судить…
Мне досталось… Но тему тут же подхватили гости. Им не понравился литературный праздник и открытые уроки по творчеству Пришвина в одном из наших педколледжей. Разве можно в пятом классе говорить о хронотопе — временном плане в известной повести-сказке «Кладовая солнца»? Но гостям ведь объяснили, что перед ними ученики специального гуманитарного лицея при колледже. Почему в Москве (недавний сюжет по ТВ-6) 10-летний мальчик может учиться в 9 классе и заниматься серьезным компьютерным моделированием,а его тюменский сверстник — нет? Только не компьютерами, а литературоведением в колледже, куда его приняли после тщательного отбора. Не понравился гостям интерьер колледжа — якобы какие-то рюшечки, виньетки кругом. Великий философ Владимир Соловьев (на портрете) в красной рубахе. Но это ведь копия с произведения конца XIX века. А стиль оформления, интерьер описан в журналах по дизайну. Пришлось подать вторую реплику — дайте слово для диалога (в этот момент меня «прорабатывали» гости и местные организаторы, говорили, что не понимаю «инаковое», другое, нужен диалог…) — дайте слово преподавателю колледжа, послушайте ее мнение о своем уроке. Она здесь! Бесполезно…
Я тоже не получил слова, так и не рассказал гостям, что думаю про их журнал и его публикации, зачем мы выпускаем серию «Невидимые времена». Зато заместитель главного редактора «Октября» стала выдавать модную ныне в столицах эстетическую программу. Литература, мол, не должна вмешиваться в социум, заниматься жизненными проблемами. Она элитарна, одинока и не всякого допускает в мир своих тайн. Я опять не выдержал и подал реплику — зачем же тогда вы к нам приехали? «Улетайте» в древнюю Элладу и найдите Нарцисса… Горячая натура, поэт из Союза российских писателей довольно гневно предложил мне убираться вон. Пришлось убраться… Думаю, что его «подвиг» оценят, напечатают подборку стихов в московском журнале «Октябрь». Я, конечно же, приношу извинения и за свою горячность. Но на выходе ко мне подошли наши читатели и сказали, что тоже огорчены и удивлены московским «наездом» на Тюмень.
Выходит, при всех красивых словах о наступившем плюрализме мнений, равенстве всех творческих сил в стране, самостоятельности регионов настоящая литература может, как и в советское время, быть только в столицах? А нам, дремучим провинциалам, остается лишь вкушать их плоды и исполнять, как всегда, роли послушных статистов. Жаль мне их… Пусть переживают младенчество бурно растущие издательства в округах, набивают себе шишки — лишь бы на пользу. Появились серьезные литературные гнезда в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске, Салехарде, Надыме… Глядишь, распавшаяся натри части бывшая областная писательская организация заново соберется, но уже в ассоциацию. Где все будут равны и станут обмениваться книгами и идеями, семинарами и студиями. Не откажем и столичным гостям, если, конечно, они все-таки прочитают нас и будут говорить не только о себе.
Сложнее вернуть читательский интерес. Хотя путь в новых условиях известен — при поддержке Облдумы и губернаторов открыть наконец-то общий журнал и учредить годовые литературные премии, конкурс на лучшего писателя года. Известный тобольский литератор Якуб Занкиев, занявший 2-е место в республиканском конкурсе в Казани (за роман «Зори Иртыша»), рассказывал, какой широкий общественный резонанс, внимание к местным авторам вызывают такие состязания. А чем мы хуже?