Выступление Александра Калягина на парламентских слушаниях*
Некоторые мои друзья предлагали мне вместо доклада прочитать монолог Шекспира, обращенный к английской королеве, из пьесы Бернарда Шоу, премьера которой состоялась совсем недавно у нас в театре. Там была, конечно, счастливая возможность высказаться на тему, которая волновала всех людей моего цеха.
«Ваше Величество, я обращаюсь к Вам с покорной просьбой: прикажите выделить из государственных доходов средства на создание театра, где я мог бы ставить те мои пьесы, которые не берет ни один театральный делец, хорошо зная, что ему гораздо выгоднее ставить скверные вещи, чем хорошие. Церковь отказалась от театрального искусства, перестала-поощрять его, и таким образом оно, это искусство, угодило в руки нищих актеров, алчных дельцов, которые заботятся не о славе Вашего королевства, а лишь о своем кармане. И теперь Вашему Величеству следует восстановить былое достоинство театра и его высокое Казначение».
К сожалению, я сегодня не могу ограничиться ни Шекспиром, ни Бернардом Шоу. Нужны иные примеры и нужны иные аргументы в защиту права на жизнь нашего с вами, просто российского театра.
Конечно, вопросы искусства решаются не на собраниях и совещаниях. Тут, как говорится, все в руках Божьих, но в наших, а точнее в ваших, руках находится едва ли не самое главное для нас на сегодняшний день. От законов, которые вы принимаете, зависит иногда сама возможность заниматься искусством, настоящим искусством. Во всем мире есть так называемое коммерческое искусство. Люди просто зарабатывают деньги, и государство к этому бизнесу не имеет никакого отношения, хотя и регулирует аппетиты,как бы перераспределяет доходы через систему налогов. Это понятно.
Но во всем мире существует также искусство некоммерческое, не зарабатывающее больших денег, часто не способное окупить себя, но абсолютно необходимое для здоровья нации.
В последние годы мы слышали множество торжественных заверений, особенно в дни избирательных кампаний, что «искусство — важный инструмент развития демократии», без этого просто нельзя сформировать национальную идею. На самых высоких уровнях нас заверяют в любви, в поддержке, иногда одаривают счастливчиков подарками, другими знаками монаршего благоволения, но общая ситуация, я подчеркиваю, общая ситуация остается чрезвычайно сложной и вплотную подошла к кризисной черте.
В законодательной сфере кризис проявляется в отсутствии правовых актов, регулирующих отношения непосредственно в сфере культуры и искусства, а также в том, что в общеотраслевых законах не учитывается, я подчеркиваю, совсем не учитывается специфика художественного труда, деятельности художественных коллективов.
Ситуация просто парадоксальная. Когда мы просим в законодательных актах учитывать специфику искусства, нам говорят: нельзя их изучить, ваши особенности — предмет отдельных отраслевых законов. При рассмотрении отраслевых актов из них прежде всего исключаются трудовые, экономические, налоговые и иные вопросы, поскольку они должны регулироваться именно общеотраслевыми актами. В социальной сфере кризисность наиболее отчетливо проявляется в унизительно низкой оплате труда.
Я говорю о десятках тысяч творческих работников, которые ежедневно творят то, что именуется российской культурой, в столицах и по всем городам и весям нашей России. Я говорю об актерах, режиссерах наших провинциальных театров, а их в России больше пятисот.
Спасибо тем губернаторам, которые пытаются спасти свои театры. Но пока благоволения к театру находятся в зависимости просто от личности мэра или губернатора, а не от закона. Я могу это подчеркнуть, имея уже небольшой опыт: будучи председателем СТД и поездив по регионам, я познакомился лично с некоторыми губернаторами. С самых высоких трибун нас заверяли, что на культуру и искусство в наступающем 1998 году будет выделено больше того, что предусмотрено основным законодательством в Российской Федерации о культуре, то есть больше двух процентов. На деле предлагается сейчас выделить менее одного процента и одновременно признать утратившей силу соответствующую статью основ законодательства о культуре. Как жить? Неужели не понятно, что в конце концов это все разрушит окончательно наше искусство, одну из немногих областей, в которой Россия остается еще пока конкурентоспособной на мировом рынке.
Без единого закона о театре, исполнительских искусствах, регулирующего все аспекты этого рода деятельности в условиях новой России, нам не обойтись.
Закон должен регулировать правовые отношения, возникающие в процессе сохранения воспроизводства трех уникальных ресурсов искусства: пер-?вое — творческого потенциала тех, кто создает искусство; второе — классического наследия, являющегося результатом многовекового труда творцов; и третье — культурных традиций, материализованных в интересе населения к ценностям искусства.
В новом законе надо четко прописать механизм реализации равенства на старте всех видов театра, независимо от их формы собственности на старте. Новый закон должен просто упорядочить то, что именуется на бюрократическом языке регулированием трудовых отношений в сценическом искусстве. Проще говоря, речь идет о контрактной системе.
Закон о театре должен создать условия для свободного рождения и исчезновения театрального коллектива. Надо выработать цивилизованные формы этого ухода. Театральное здание должно принадлежать городу. Какая труппа это здание будет занимать — дело общественности этого города. Оккупация театра тем или иным коллективом должна, мне кажется, смениться срочным договором между городом и худруком, приглашенным этим театром владеть и править, между худруком и труппой, которую он приглашает тоже не на век, а на определенный срок.
Театры трудно рождаются, но, как правило, не знают, что такое естественная смерть.
Закону о театре, мне кажется, должно предшествовать заключение договора между СТД России, выражающего интересы работников театра всех профессий, с работодателями.
Теперь отдельные проблемы, которые я хотел поставить перед законодателями. Это налоги и налоговые льготы, В цивилизованном мире это мощный рычаг, который поддерживает сама культура и те, кто способствует расцвету этой культуры. У нас же этим рычагом пытаются просто культуру задушить. Во всяком случае, по проекту нового Налогового кодекса, который сейчас обсуждается, не только не предусматриваются меры по усилению экономической поддержки деятелей искусств и творческих союзов, но отменяются или приобретают временный характер многие налоговые льготы,, которые существуют по действующему законодательству. При разработке закона о театре следует подробно обсудить и прописать, какие налоговые и таможенные льготы необходимы российскому театру для его выживания в наши дни. Речь идет именно о выживании, я подчеркиваю, а не о создании очередных фондов типа Национального фонда спорта. Система льгот обязательно должна быть едина для всех видов театра.
О судьбе русских театров в ближнем зарубежье мы тоже должны знать и помнить. Мы должны создать условия для того, чтобы наши театры вновь получили возможность гастролировать в разных городах страны и не так, как герои пьесы Островского, которые пешком ходили из Вологды в Керчь.
Ситуация, при которой нашим делом правят нищие актеры и алчные дельцы, дальше просто нетерпима. Выбор тут простой: или мы оставим дело так, как оно теперь, то есть позволим ему деградировав совсем, или поможем российскому театру обрести лицо и подтвердить репутацию ведущего театра мира. Спасибо большое.
* Стенограмма публикуется в сокращении по информационному сборнику СТД РФ «Страстной бульвар, 10».