Слон из мухи
В адрес рубрики пришло письмо:
«Не хочется ли вам отвлечься от выискивания «насекомых» на ценниках в магазинах и обратить свой взор на «слонов», красующихся в самом центре города, в местах, самых посещаемых его гостями?
Рядом со зданием филармонии примерно полгода назад появился деревянный тротуар. По обоим его концам выведена красивыми буквами просьба к уважаемым тЮменцам: «Обойти согласно указателя». В данном случае представляет интерес не только синтаксис, но и семантика призыва. То ли его авторы опасаются, что уважаемые тюменцы полезут через забор, то ли просят тюменцев исполнить необходимый для реконструкции ритуал.
Зайдите в переговорный пункт, что в двух шагах от этого тротуара. К вашим услугам — «суперсовременная» автоматизированная справочная система в виде экрана компьютера. Надпись внизу экрана предлагает вам дотронуться до «интересуEщего» вас объекта. А ведь это написал человек с высшим образованием. Вот такие грустные наблюдения. К столь почитаемым вами «мороженным» и «куринным» могу добавить «пирожE-ное», «ПерЬмь» и еще много чего, как мне кажется, уже не заслуживающего внимания, — гибнет наш великий и могучий.
С уважением ваш непостоянный читатель Т.М. Максимова».
На фотографии вверху вы можете видеть «слона», о котором пишетТ’.М. Максимова, а ниже-еще двух «слонов»: «втечение» и «офтальмологического». «Втечение» (вместо «втечение»)написано на щите автосалона «Запсибмоторс», установленном возле технического центра в заречном микрорайоне, О втором щите, с «офтОльмологическим», мы писали уже дважды, но центру, который возводит на ул. Холодильной Домостроительная компания, видимо, так и не суждено стать офтальмологическим. Как не суждено, видимо, и «агенству» Роспечать стать «агентством» на табличке у входа в магазин «Филателист»,
В прошлом номере были помещены снимки двух довольно-таки крупных «слонов» — щита, рекламирующего местную продукцию, возле гастронома «Центральный», и плаката с кока-колой из ЦУМа. Некоторые читатели просят объяснить, какие именно ошибки допущены? Объясняю.
Сначала рассмотрим плакат с кока-колой. Вверху написано «возьми домой Coca-Cola бодрящая», ниже — «купите 2х литровую бутылку..,».
Существительное «кока-кола даже если оно пишется «Соса-Cola», требует в винительном падеже (возьми домой (что?) кока-колу) прилагательного «бодрящую» (кока-колу (какую?) бодрящую) — и хоть ты лопни, выпив разом два литра кока-колы бодрящей! Ну а слово «двухлитровую» никак нельзя написать как «2х литровую»,только как «2-литровую».
Теперь о тексте «купив сделанный в Тюмени продукт, богаче вы и город вокруг». От знаменитого текста «чтобы сил своих моральных и физических сберечь, пейте соков натуральных, укрепляйте грудь и плеч» он отличается только отсутствием рифмы. И, пожалуй, наши доморощенные калеки «купив, богаче вы», «купив, богаче город», «сделанный продукт» выглядят худосочнее и бледнее, чем «сил сберечь», «пейте соков», «укрепляйте плеч».
И, пожалуй, я напрасно взялась объяснять, почему рекламный щит возле гастронома «Центральный» (магазина «На Спасской»)убог и уродлив. Покупайте товары местных производителей, авось эти товары своим качеством и внешним видом намного превосходят рекламу. И тогда, купив тюменский продукт, вы станете богаче, и станет богаче от вашей покупки город. Город вокруг.
* * *
В магазине «Стройматериалы» на Червишевском тракте продавались унитаз «с бОчком» и «пьедИстал», а в магазине рядом — в «Хозтоварах» — «унитаз усиленный для особо тучных». Сантехнику осматривала Наталья.
А Ольга побывала в магазине «Интим» на ул. Первомайской. Понравился ей «таежный сахар из тайги» и средство, которое «обеспечает от ослабления потенции».
Любовь Петровна навестила «Мега-Маркет» на ул. Геологоразведчиков, узрела сыр «кАс-трАмской» и колбасу «сОлями» (не выдержала, спросила продавщицу; «Доченька, с какими солями эта колбаса? Может, мне как раз они помогут — болею.»).
В магазине «Нива» тоже продавали колбасу «сОлями», а еще «сервИлат», «ветчину хам» («ham» — это ветчина и есть), яйца «перепилин» (опять спутали перепелку с народной русской болезнью).
Женя купила сок «натуральный яблочно-персиковый».
Андрей прочитал объявление в социальном банке, где была упомянута «етEпендия».
В «Пассаже»‘ продавали «помело» (в просторечии — плоды гуайявы), а в «Центральном» -«тамело».
Огурцы «дессертные», которые «применяются к жаренным и варенным мясам», я уже почти все съела. И с жареным мясом ела, и с вареным. Купила огурцы в круглосуточном магазине «На Спасской».
И «пищевая» пленка, хорошо «прилEпающая», у меня дома уже заканчивается. Не стану напраслину возводить: хорошо прилИпает, особенно к пальцам. А в магазинах она еще есть -много «прилEпающей»…
* * *
Получив письмо Т. Максимовой, я долго думала: чем отличается «слон» от «насекомого»? И поняла, что ничем не отличается. Ошибка в ценнике и ошибка в афише, хотя первая маленькая и корявенькая, а вторая крупная и нахальная, — близнецы-сестры,
P.S. Говорю вам «до свидания». Поскольку не смогла найти повода сказать «прощайте».
Сергей Русанов и Владимир Турбин
***
фото: