Беседа при ясной луне
На российском театральном фестивале «Золотая Маска» в Москве побывал председатель местного отделения СТД Владимир Орел. Привез массу своих и чужих впечатлений. Чужие цитируем по вестнику фестиваля, перемежая цитаты восторженно-усталым монологом Владимира Васильевича.
«Приятно, когда тебе никуда не нужно выезжать, а к тебе привозят спектакли из разных мест, и ты можешь составить впечатление о театральном пространстве России».
— Здорово, что прорвался туда! К сожалению, успел только на два дня «Маски», посмотрел два конкурсных спектакля. «Свадьбу Фигаро» в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — постановщики Александр Титель и Игорь Ясулович, играл их дипломный курс из РАТИ (Российская академия театрального искусства, бывший ГИТИС). Великолепная работа! Не сказал бы, правда, что открытие, вообще, говорили, открытий — ошеломления! — на фестивале не было. Но это был хороший уровень, это было так легко! Великолепно двигаются, поют…
Затем сорвался, побежал на Малую Бронную — «Пять вечеров». Как потом выяснилось, я смотрел лауреата конкурса: главную роль, Тамары, играла Надежда Маркина. Крепкий, солидный спектакль. Ансамбль! Актриса получила «Маску», но она, на мой взгляд, не выделялась ни на йоту, все ее партнеры могли стать лауреатами. Художника работа хороша — время передано, костюмы, все до мелочей, до корки хлеба, колбасы…
А в это время вышел в свет новый номер фестивальной газеты, где Eкатерина Сальникова писала: «Даже детская поговорка «бывает хуже, но реже» кажется слишком ласковой и мягкой в отношении «Золотой Маски»! Создается впечатление, что это не национальная театральная премия, а смотр худших российских спектаклей. Все представленные работы делятся даже не по принципу «хуже-лучше», а по принципу -«работа, от которой никто ничего не ждет, или работа, от которой некоторые чего-то ждут, и в основном разочаровываются».
— Очень правильно, что было два отборочных жюри. Одно отобрало 59 номинантов (было предварительно отсмотрено свыше 200 спектаклей!), другое, возглавляемое Олегом Басилашвили, определяло лауреатов. Таким образом, никто из критиков первого жюри не мог «продвинуть» своего претендента. Что еще мне понравилось: не было «всем сестрам по серьгам». Открыли конверт «за лучшую режиссуру музыкального спектакля» — а он пустой. Конверт «за лучшую режиссуру кукольного спектакля» — пустой.
.. .9 марта с утра был перекрыт Камергерский переулок, где стоит МХАТ им. Чехова. Я подошел к началу торжественной церемонии награждения: играл духовой оркестр, издалека слышно, спрашивали лишний билетик… Погода была не очень, слякоть жуткая, но музыка, яркое освещение — это было прекрасно! И понравилось само действо. Легко, красочно.
В номинантах был и Стае Железкин — большой привет передает всем нам. Но получил «Маску» другой актер из того же Мытищинского кукольного театра — Бондаренко. Всего было 14 номинаций, плюс «Честь и достоинство» (получили Михаил Ульянов и актриса из Воронежа Римма Мануковская — мне очень приятно, она, как и я, выпускница харьковского театрального), и новая награда — за поддержку театрального искусства, ее получили Юрий Лужков и самарский губернатор Константин Титов.
Самарский ТЮЗ представил на фестивале спектакль «Бум-бараш», о котором критик из Германии Карола Дюр сказала несколько обидных слов: «Это хорошо сделанная постановка для детей и юношества, но все же, как говорится в немецкой пословице, церковь лучше оставить в деревне».
Вообще, «Золотая маска» имела большую прессу, иногда очень недобрую, поэтому в заключение приведем слова Марины Тимашевой, опубликованные в последнем выпуске фестивальной газеты:
«Газеты в последние дни я даже боюсь открывать — хамству, столичному снобизму и пошлости журналистики равных нет во всем подлунном мире. Как будто эти уроды не понимают, что рубят сук, на котором сидят. Совершенно скомпрометировав театр, они рискуют в конце концов просто остаться без гонораров — того единственного, что для них еще свято. Театр достойнее пишущей о нем прессы. Это самый печальный вывод, в котором «Золотая маска» не виновата».