Провинциальный подход
Середину недели губернатор Рокецкий провел в Москве, где участвовал в заседании политсовета движения «Наш дом -Россия», где (в исполкоме, а не в России) теперь основное место работы Виктора Черномырдина, утратившего в понедельник пост премьер-министра.
Сойдя с самолета в четверг, губернатор увидел несколько микрофонов и телекамеру. Вот его самые свежие впечатления о том, что происходит в Москве.
— Виктор Степанович уже начал заниматься политической деятельностью. Он планирует на 1999-й год выборы Государственной Думы, а затем — выборы президента. Конечно, что будет завтра — никто не знает, а предполагать можно разное. В нашей стране не соскучишься: всегда в достатке разных и противоположных мнений, масса прогнозов — устоит ли премьер, не случится ли роспуск Госдумы, новые выборы в конце года, готова к ним страна или нет, а какая будет экономическая ситуация?.. Но что гадать? Меня куда больше заботит, как у нас в области будет.
— Вы имеете в виду, как московский понедельник отразится на Тюменской области?
— Лучше бы он никак не отразился… Сейчас я думаю совершенно о других вещах… Вот был на посту Черномырдин, была сильная и мощная система Газпрома. А теперь она сохранится или нет? Как в область будут поступать налоги? Меня беспокоит не этот понедельник, а то, что месяц назад упала цена на нефть. Что начал падать в цене газ. Значит, будет меньше налогов и в области, и в стране. Значит, предстоит секвестр бюджета… Нет, понедельник пусть беспокоит политиков, меня тревожит экономика.
— Ваше мнение о Кириенко. Он устойчив или калиф на час?
— Кириенко — молодой способный технократ. Eму свойственен четкий расчет. А сейчас он пока что ходит по политикам и показывает себя. Я встречался с ним две недели назад.
— Много слухов о том, кто был главным действующим лицом в этих событиях. Кто? Президент? Березовский?
— Решение принимал президент. Но планы, конечно, проработаны давно. Наверное, решение все же принято правильное. Президент упреждает ситуацию, которая подступала. Упреки в адрес правительства, весеннее наступление. Президент упредил, а теперь думают: что делать дальше? Шаг Борис Николаевич сделал мощный, но по-моему, до конца все не продумано. Теперь надо хорошо думать. Например, Черномырдин — лидер второй по величине фракции в Думе, кто он теперь -опора или оппозиция?
— Вас тревожат возможные выборы в Думу в этом году?
— …Мы такие умные и такие дураки. Сами над собой проводим эксперименты. Пора нам бы поумнеть, засучить рукава и работать. Не хочу быть пророком, но боюсь: мы втягиваемся в очередные политические споры. Денежные затраты, поиски врагов,.. Это вместо работы. Я сожалею и буду делать все, чтобы оградить нашу область от тех бед, которые могут случиться…
По словам Леонида Рокецкого, политсовет не обсуждал кандидатуры на будущих президентских выборах. Собравшиеся говорили лишь о дате съезда, в повестке которого и значится подготовка к выборам президента. Губернатор отметил, что немногие его коллеги из других областей, входившие в политсовет движения «Наш дом — Россия», прибыли на заседание. Лизоблюды попрятались, сказал он. Побежали с корабля. Всего-то шесть-семь глав администраций приехали в Москву. Не было и ряда министров, которых назначал Черномырдин, став премьером. Многих президентов нефтяных компаний…
— Я тоже думал: ехать — не ехать? А почему не поехать? Мы же всегда знали: если трудно, на крайний случай можно обратиться к Черномырдину. Поехал и не жалею. Встречался с Черномырдиным и с Вяхиревым. Порешал кое-какие вопросы. Кстати, по ходу разрешили вопрос федерального финансирования дороги Eкатеринбург-Тюмень. Будет реконструкция.
Неспешна, даже неповоротлива, мне кажется, провинция. Пока она мозгует тут себе, внутри Садового кольца вскипит политическое варево, сбежит пена, там, глядишь, и дело начнется. Нормальный подход, как вы считаете?