X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

В предчувствии театрального ренессанса

Театральный ренессанс нам напророчил член жюри областного фестиваля профессор РАТИ Геннадий Дадамян. Это вдохновляет, и я решил писать аналитический обзор, повторяя: Возрождение -Ренессанс… Наконец-то удалось увидеть вместе работы из Тобольска, Нижневартовска и Нягани.

Тобольский городской драматический театр имени Петра Павловича Eршова — коллектив, любимый тоболяками, с сибирской упрямкой гнущий свою линию: выжить и победить, поддержать своих зрителей духовно и эмоционально в очень трудное время и для города, и для театра. Лежит на боку градообразующий нефтехимкомбинат, сгорел старый чудо-терем — единственное в мире здание театра из лиственных плах, в котором так хорошо звучали голоса актеров.

И правы руководители театра -директор заслуженный артист РФ Николай Лаптев, главный режиссер заслуженный деятель искусств России Виктор Синицын, выходящие на сцену как лидеры своей труппы. По крайней мере, в представленных на конкурс «Варварах» Горького они запоминаются и интересны: образ опустившегося на дно жизни отца Степаниды (Лаптев) и образ лесопромышленника Притыкина (Синицын).

Да, есть резон в откликах наших театралов — пока не сложился ансамбль этого многофигурного спектакля, скудны постановочные средства, исправник (колоритная и размашистая манера игры Олега Исакова) одет в кирзовые сапоги, не совсем доведены до кондиций дамские туалеты.

При всех издержках мне понятно, что говорит тобольский театр, — безнравственно корежить людей, живущих по своему уставу, насильственно переделывать их на новый прогрессорский лад. Да, уездный город в спектакле сер и застыл в коросте грубых нравов и бескрылом провинциализме, в лености российской. Но и свежий ветер, с которым ворвались сюда прогрессоры — инженеры-строители железной дороги — жесткий прагматик Черкун (добротная работа артиста Павла Жука) и жуирующей бонвиван, прожженный циник Цыганов (внятная и психологически верная линия артиста Александра Титова), оборачивается трагифарсом конфликта обеих сторон. Он приводит к гибели Надежды Монаховой, жены задавленного этой мерзостью бытия акцизного чиновника Монахова (заметен в роли заслуженный артист РФ Николай Макаренко).

Горьковские женщины в спектакле (артисты Татьяна Андрианова, Любовь Швецова, заслуженная артистка РФ Нина Синицына, их окружение) все несчастны, заняты выяснением отношений, втайне мечтая о большом чувстве. Пусть в разной степени, но каждая из актрис интересна стремлением открыть ржавые ворота своей усадьбы, дома и вырваться на свободу.

В сценографии Людмилы Грязновой внятно читается заглавный символ постановки Виктора Синицына — перевернутый мир, шатер храма, покинувшего этот уездный город, череда серых оград, заборов — клеток, в которые заключены мучающие друг друга люди. Замечу, что театр — и зрелище, и «увеличительное стекло» наших проблем. Возможно, стоит еще подумать, чтобы эти клетки-заборы своей архитектоникой лучше «подыгрывали» актерам. Так что тобольская премьера «Варваров», прочитанных режиссером в контексте нашего смутного времени, имеет право на сценическую жизнь в сезоне. А ее фестивальное обсуждение, надеюсь, не было бесполезным для тоболяков.

Ныне многие наши театры держатся на руководящих личностях. Не будь Юрия Кузнецова, это был бы другой театр кукол в Нижневартовске. Директор знает, что делает, и приглашает на постановки новаторов-режиссеров. Игорь Ларин (Петроград) в стиле королевской школы синтезирует русский модерн начала XX в., нежно-печальные и одновременно иронически-пародийные голоса серебряного века с безудержно игровыми импульсами нашего постмодернизма, преодолевая его аморализм. Как знак текущей и бесчеловечной смуты.

Изящно и впечатляюще выстроена инверсия на тему андерсеновского «Соловья», требующая от актеров особых всплесков мысле-чувства, совмещения двух планов — человека и куклы. Один -художественный перенос в условный Китай, второй — наши социумные прятки от вала бездуховности и преодоление его.

Но «Соловей» был показан во внеконкурсной программе. В конкурсе участвовал спектакль, поставленный актером «Барабашки» Сергеем Усковым. И снова — выбор классического текста, комической драмы Эжена Ионеско «Урок», написанной в манере театра абсурда. Пик моды на Ионеско и ошеломление публики прошли в 70-е годы. Однако этический кризис нашей цивилизации, техногенные патологии века, манипулирование одномерным индивидом не оставили современный театр безучастным. Сегодня игра в абсурд на подмостках парадоксально оборачивается картиной карнавального безумия даже на уровне житейских отношений людей. И отношения закомплексованного Учителя (рельефное воплощение образа Сергеем Усковым), и вывернутая наизнанку страстная Служанка, полусовременная Медея, полупалач в экспрессивном и точном зеркале Eлены Новокрещеновой, и Ученица (хороша в роли Валерия Костина) погружены в агрессивный хаос лжебытия. И как тонка защитная пленка человеческого разума, культуры, когда все наши знания, шаги прогресса могут стать орудием расчеловечивания юного существа. Подавлена, растоптана молодая жизнь, девочка-кукла уже в руках безумного учителя. Финал тонет в иступленном танце героя и служанки. Зло приняло их очередную жертву и ненадолго разжало свои страшные тиски…

Няганьский государственный детский музыкально-драматический театр недавно получил официальный статус. Творческие принципы, оригинальные трактовки «детского» варианта спектакля-синтеза драмы и музыки, оперы и оперетты , мюзикла и эстрадного ревю — заслуга художественного руководителя Нины Тимоховой. Она собрала неплохую команду из молодых и честолюбивых актеров, способных работать в этом большом стиле. На фестиваль театр привез мюзикл «Золушка» по известной пьесе Eвгения Шварца. Классическая сказочная история рассказывается необычно — ожили детские грезы, дворец Короля словно завис между небом и землей и похож на волшебный корабль доброй Феи (артистка Людмила Довина), на котором путешествуют поэтическая любовь (Золушка — артистка Анжела Мартынова, Принц — артист Александр Алиев). Король (артист Владимир Юшков) стал помощником Феи, отец Золушки — Лесничий (артист В.Ковтун) — составил с Королем «заговор добрых чувств» ради соединения влюбленных и лишь до поры до времени подыгрывает злой Мачехе (артистка Татьяна Спринчук), морально наказывая и ее, и двух других своих дочерей (Анна — артистка Элла Заковряжи-на, Марианна — артистка Ольга Воротникова).

Не потерялись на второй линии Маркиз Падетруа (артист Дмитрий Анисимов), Волшебник (артист Юрий Хмызенко), Солдат (артист Eвгений Крайзель), Паж (артист Геннадий Курчак), создающих на балу не просто волнительную атмосферу испытаний верности для молодых героев, но тот фантастически красивый праздник жизни, где даже зло обмануто интригой добрых сил. Ровный ансамбль исполнителей органично ведет действо, где каждый в нужный момент выходит на первый план, являя залу свою характерность.

Постановщик (Нина Тимохова) вкупе с помощниками — сценографом Виктором Вяткиным, художником Мариной Филатовой, кутюрье Жанной Ханьжиной, балетмейстером Галиной Андриановой, композитором Игорем Урываевым, не только подобравшим мелодии Глинки, Сен-Санса, Вагнера и Хачатуряна, но и написавшим свою песню для Золушки, — сделали сценическое пространство прежде всего «конвертируемым». Волны драпировок, старинные «зеркала», ажурные конструкции лестниц, сотовые люстры, блеск костюмов и общение в духе галантного века, бальные танцы и галоп буквально материализуют добрые токи бытия, вселяя надежду, веру и любовь в юные сердца. Желание сделать новое утро волшебным.

И если муниципии Нижневартовска и Нягани, судя по увиденному, не мешающие современным и красочным театральным экспериментам «Барабашки» и НМДТ, продолжают финансирование этих коллективов, можно ожидать, что они смогут выйти в лидеры общероссийского художественного процесса. Лишь бы наши коллективы в области не замкнулись в себе, не отвергли с ходу критические замечания жюри. Я — даже не о тонкостях. Об элементарном. Пусть пискляв шварцевский Король, но его реплики должны слышать зрители. Выбрали сложные трюки? Хорошо, но оттачивайте их до автоматизма. Не надо обижаться, выдумывая свой театральный «велосипед», если вас (не без оснований) обвинят в дурном провинциализме.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта