Конёк пока горбунок
«Eсли ты не вернешься после первого акта, я перестану тебя уважать», — сказал однажды муж жене, провожая ее в местный драматический театр.
Эту фразу я не раз припомнила в минувшие дни. В субботу -когда смотрела премьеру тюменского театра драмы и комедии, в воскресенье — на знаменитом таганковском «Мастере…», во вторник — на «Варварах» Тобольского драматического, в среду — на «Сэмбо» тюменского театра кукол и масок.
Мне хотелось уйти после первого акта. Однако, считаю, всегда и все надо смотреть до конца. В крайнем случае, если очень уж не понравится, получишь материал для сравнения.
После премьеры нашей «драмы» я с удовольствием смотрела «Таганку», после «Варваров» поняла, что в тюменском театре драмы и комедии постановщики и актеры работают профессионально, а некоторые, что скрывать, талантливо. Особо стоит похвалить нашу костюмерную. Тоболяки, изображавшие «варваров», жителей провинциального городка, были одеты… нуда, по-варварски, точнее слова не подберешь. Красно-оранжевое платье барышни, дешевый синий и дешевый зеленый цвета сюртуков, свекольный наряд одной героини и рядом -малиновый — другой… Желтые косы париков…
«Варварами» открылся 17 марта первый областной театральный фестиваль-конкурс «Золотой конёк». Eсть, по крайней мере, три уважительные причины для того, чтобы простить недостатки художественного оформления и неровную игру: на открытии играть нелегко, тоболяки выступают в последнее время на клубной сцене (здание театра сгорело), их театр очевидно (очевиднее некуда) беден.
В пьесе Горького много действующих лиц, и в спектакле их было много. Так много, что некоторые персонажи для меня сливались в одно непонятное целое. Это непонятное постоянно пересекало сцену, из одного угла в другой, из одного в другой, то в «сад» выходя, то в «другую комнату», то в «соседний двор» — не сразу становилось ясно, куда именно. Пару раз я недоуменно глядела в удалившуюся спину: почему, например, тётушка-дворянка пошла к городскому голове, как к себе домой? А она, оказывается, у себя дома была, просто в другую комнату переметнулась.
К финалу актеры немного обжились на чужой сцене. Появились естественные интонации в голосе заслуженного артиста Николая Макаренко, пару раз он вызвал смех зала, во многих зрителях пробудил сочувствие к своему герою, несчастному мужу. Интересен был Павел Жук, игравший главную роль, инженера Черкуна. Внешность у актера, как у «крутого». Кому-то, знаю, такое несоответствие (герой — цивилизованный, высокообразованный) показалось забавным. Но, на мой взгляд, режиссер-постановщик верно выбрал героя.
Только зачем режиссер мучает кур? Три белые курицы в клетке провисели над сценой почти три часа. К сожалению, они, как и я, не могли покинуть зал после первого акта. Не по каким-то там соображениям, а потому что являлись элементом художественного оформления. Вообще, немножко надоело видеть живность на сцене: 14 марта актер Ващенко выходил с собакой, 15 марта, в «Мастере», Понтий Пилат гладил догиню, а Бегемот игрался с мышью (белой).
В «Сэмбо», слава «Гринпис», вся живность, в том числе и человек — герои спектакля — была ненастоящая. Большей частью матерчатая. Рецензия на этот спектакль уже появлялась в нашей газете, добавлю к ней, что в конкурсном показе был необыкновенно хорош Шакал (артист Юрий Федоров). Декорации радовали глаз после декораций тобольского спектакля, музыка пленяла разнообразием. Но… временами тянуло в сон. Хотя в этом можно обвинить погоду: говорят, она и на актеров угнетающе подействовала. Вообще, подавленность и уныние ощущается в театральном воздухе. Почему?
Владимир Турбин
***
фото: