X

  • 14 Февраль
  • 2025 года
  • № 16
  • 5659

Лукоморье классика

В Тюмени живет и работает классик. Правда, ему некогда думать про свое новое положение. В разгаре работа над костюмами и куклами для скандинавских гоблинов, троллей и прочих духов. Главный режиссер театра кукол и масок Григорий Гольдман давно жаждет показать тюменцам любимые образы североевропейских литературных сказок. А сценограф будущего спектакля Владимир Семенович Осколков уже видит их во сне. Особенно докучают тролли: прыгают, щекочут, прячутся в банках из-под красок…

Осколков оформил более ста кукольных спектаклей. «35 лет с театром» — так назвал он первую свою персональную выставку в областном музее изоискусств, открывшуюся в середине марта с.г. при большом стечении публики.

А классиком российской сценографии второй половины XX века его назвали председатель тюменского отделения СХ РФ Александр Новик и один из самых опытных работников культуры Владимир Волчек. У Осколкова — легкая рука, и все спектакли, которые он оформлял, удачные. Но среди них есть и такие, которые вошли в золотой фонд столетия. Вместе с замечательными режиссерами королёвской школы — Юрием Набоковым, Михаилом Хусидом, Юрием Фридманом, Анатолием Тучковым он разделил радость творческих побед — «…забыть Герострата», «До третьих петухов», «Питер Пен».

ВЛАДИМИР ТУРБИН

Все эти спектакли становились общественными событиями в той атмосфере советских лет, когда цензура с подозрением относилась к любому отходу от надоевших идеологем и классовых прописей. Но в искусстве кукольного театра произошел прорыв, ибо тогдашние охранители, привычно относя его к детским безделицам, и думать не могли, что появится жанр кукольного спектакля для взрослых. Лучшие произведения уральской зоны уже вошли в европейские театральные хрестоматии — и с именем тюменского мастера.

Что же такое придумал Осколков, как ему удалось стать вровень с режиссером-постановщиком, стать соавтором спектаклей? И сейчас любой кукольный художник рисует эскизы кукол и масок, костюмов, делает макет — оформление сцены, интерьер, природно-небесный декор. Наш мэтр соединил в одно целое вошедшие в моду изоискусств инсталляции (картина + оформление пространства вокруг), хэппеннинги (импровизированные представления, которые устраивает автор со зрителями), перформансы (целые действия, разыгрываемые с предметами искусства). Предлагая режиссеру все необходимые атрибуты оформления, Осколков создает свой «фильм» — цепь кадров, картин всего будущего спектакля. Eсли выражаться осторожно, он выдумал новый жанр в изоискусстве — картины-символы собственных спектаклей. Увы, они стали памятниками-реквиемами по ушедшим в небытие знаменитым спектаклям. И лишь по картинам Осколкова мы можем представить сейчас, какими были «Герострат», «До третьих петухов», хотя остались эскизы, куклы…

Владимир Семенович — коренной тюменец, родился в с. Шорохово Исетского района в 1941 г. В 1957 г. закончил очень даже неплохую для своего времени юношескую изостудию в Тюмени у Ивана Некрасова, отслужил в армии в Белоруссии и продолжил образование на Высших театральных курсах при ГИТИСе в Москве. Занимался у нашего великого кукольника Сергея Образцова, но параллельно брал уроки у другого великого мастера — ленинградца Михаила Королёва. Школы этих театральных гениев были взаимно противоположны, но Осколков — не фанатик, он в каждом направлении нашел много полезного для себя.

Двадцать лет(1968-1988)наш мастер был главным художником театра кукол и масок, стал лауреатом премий, оформлял спектакли в театре «Пиноккио» (Лодзь, Польша), Болгарии, Ливане. Внутри нашей страны его маршруты пролегли в Краснодар (где сейчас работает Анатолий Тучков), Новокузнецк, Магнитогорск. В далеком уже 1977 г. сказку «Машенька и Медведь» хорошо приняли в Московском областном театре кукол.

Дважды Осколков принимался преподавать на отделении театра кукол в Тюменском училище искусств (1974-1976; 1984-1987). Увы, |слишком редка профессия актера-кукольника, штучный «формат», и отделение закрывали. То не было желающих, то не было вакансий в театрах.

Однако его кукольные дела в глазах коллег по Союзу художников выглядели не то чтобы занятием второй степени, но как бы прикладными. И на городские, областные, зональные, республиканские, всероссийские и международные выставки Осколков попадал регулярно, но в основном как кукольный мастер. Хотя настоящие ценители живописи заметили его оригинальные полотна еще в начале 60-х гг. С тех пор его картины регулярно появляются в собраниях России, Финляндии, Польши.

В живописи Осколкова наш русский космизм преломлен в сибирском пейзаже, выявляя в постимпрессионистической манере символы очищения небом и огнем, водой и землей родной, символы текущей смуты и человеческого горя. В ней нет человека, он должен войти сам в этот художественный мир и повиноваться высшей гармонии. Прекрасны иртышская долина, тобольская гора с колокольней св.Софии. Верхний луч разорвал серые облака и высветил храм («В окрестностях Тобольска», 1983). В 1986 г. Осколков побывал на родине хантыйского художника Панкова. Земли сосьвинских ханты, Приполярный Урал, гора Народная (1895 м над уровнем моря). Символические пейзажи оттуда полны эпической мощи и показывают эту прекрасную чистую землю как в первые дни творения.

Понятно, почему в 1988 г. Осколков поехал вместе с Михаилом Захаровым в Прибайкальский дом творчества художников и привез в Тюмень пейзажи, никем до того невиданные. Первая персональная выставка нашего мастера (если не считать экспозиции в Тобольске в прошлом году) — добрый знак предварительных итогов. Напоминание коллегам и почтенной публике о внятном письме гармонии в земных страстях и очертаниях. И вспомнил я исетские леса и воды, дивные поля и перелески, курганы древних людей с их уникальной цивилизацией — мощной и природно-естественной. Там святой колодец Осколкова, оттуда хватило живой воды, чтобы запить столичные моды и изыски, дабы не растратить нравственного здоровья, родных корней творчества. Наше тюменское Лукоморье…

***
фото: Художник В. С. Осколков;Миски художника Осколкова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта