Повесть о настоящем военкоме
Военные казались мне в детстве божествами: высокие, стройные, они в моем воображении блистали изящными манерами, знанием иностранных языков и непременно умели танцевать падеспань. Позже я мысленно пририсовывала им раны, полученные в жестоких боях за Родину. И, разумеется, мои военные из этих боев возвращались победителями.
Вскоре мечта разбилась вдребезги. И, как показалось, навсегда.
Российский герб в кабинете военного комиссара Ленинского округа Владимира Ясиновских привел мои мысли в порядок: в конце концов, военные такие же люди, как и гражданские. Но, в отличие от нас, они обязательно должны выполнять приказы командования. Пусть не всегда гуманные. Приказ начальника для военного — все равно что закон.
Когда мы встретились с Владимиром Петровичем, главное, что его интересовало, это приказ министра обороны о воинской службе. Согласно которому в армию должны призываться самые здоровые и образованные. Комиссар удовольствия не скрывал: «Уж теперь-то наша армия будет выглядеть в лучшем свете», — говорил он. «Теперь не придется брать на службу хилых подростков и переживать за них вместе с их родителями» — читала я в его глазах.
Сейчас заботят Владимира Петровича и «чеченцы», ребята, принимавшие участие в недавних боевых действиях. Им тяжело пережить несправедливое отношение общества. «Чеченцы» часто приходят к комиссару за помощью. Комиссар говорит, что человек, переживший страх смерти в боевой обстановке, как правило, заболевает. Особенно если этот страх настиг его в юном возрасте. Владимиру Петровичу трудно понять тех, кто посылал неподготовленных пацанов на войну. Четыре семьи в его округе получили похоронки…
Нынешний весенний призыв на воинскую службу заберет около трехсот ребят из Ленинского округа. Юноши отдадут долг Родине в самых разных районах России: от Балтики до Дальнего Востока. Больше всего повезет тем, кто имеет за плечами высшее или хотя бы среднее образование, — они безоговорочно пойдут в элитные войска: десант и спецназ. Там их будут холить-лелеять и читать лекции о том, что они самые нужные и важные. И вправду, в случае чего эти ребята на защиту родного государства станут первыми. Во всяком случае, так предполагается.
Ну а призывники с неполным средним образованием нести службу будут в стройбате.
Правда, если вспомнить, что армия на сегодняшний день не одета, не обута, не накормлена и плохо вооружена, то призывникам можно только посочувствовать.
Владимир Петрович мне говорит, что армия — каторжный труд. Так было всегда, и так будет. И ребятам, мечтающим о генеральских погонах, начинать карьеру следует солдатом, как начинал сам Ясиновских (в 60-х, в ракетных войсках). Но накормить-напоить служивых государство обязано. За границей, к примеру, армейский полковник получает месячное жалованье девять тысяч долларов. У нас — около двух сотен.
Вообще, армейские специальности стали непрестижными, конкурс в военные вузы объясняется, как ни странно, нежеланием молодых людей служить в армии. По окончании учебного заведения в большинстве случаев новоиспеченные офицеры тут же подают в отставку. У комиссара на столе лежит много дел молодых «запасников», которые, не вкусив армейского хлеба, ушли на «гражданку». Владимир Петрович говорит, что это к лучшему. Со временем, когда все нормализуется, в армии останутся служить только те, кому понятия «родина» и «долг» далеко не безразличны.
Армия будущего… Это высокопрофессиональная армия, которую воистину можно назвать «лицом государства». Это военные, служащие по контракту. Это суперсовременная боевая техника. Так видится Владимиру Петровичу.
Сам комиссар армией «заболел» в раннем возрасте и, отслужив три года, поступил в Омское высшее общевойсковое командное училище, а оттуда, как и водится у военных, — по гарнизонам. Рядом — любимая жена Валентина Васильевна. Как познакомились они на танцах, когда им едва стукнуло по восемнадцать, так и по нынешний день рука об руку, плечом к плечу. «Когда я ухожу из дома, я всегда целую жену. Тяжело с ней расставаться…»
Срок службы военного комиссара, полковника армии Владимира Ясиновских в этом году подходит к концу. Теперь он наконец-то сможет осуществить свою давнюю мечту — стать адвокатом (у Владимира Петровичауже есть второе высшее образование — юридическое). Будет защищать интересы граждан в судах и следить за реформированием любимой им российской армии, которая в близком будущем непременно станет элитой общества.
***
фото: На призывной комиссии;Владимир Ясиновских;В архиве военкомата архивариус Людмила Хамова.