Что скрывается за отставкой Анатолия Куликова
Направить основные усилия криминальной милиции против мафии. Ужесточить борьбу с распространением наркотиков. Увеличить численность муниципальной милиции. Преобразовать внутренние войска в корпус сил быстрого реагирования и перевести их на профессиональную основу.
Это основные положения «тихой» реформы МВД, которые озвучили и.о. премьера Сергей Кириенко и и.о. министра внутренних дел Сергей Степашин на селекторном совещании руководителей всех российских регионов 14 апреля.
Прозвучавшие на совещании высказывания можно расценивать как завуалированное объяснение загадочной отставки Анатолия Куликова.
Сергей Степашин подводил итоги первого квартала текущего года. Количество зарегистрированных преступлений выросло на 6 процентов. При этом заметно больше стало умышленных убийств, тяжких преступлений, разбоев, квартирных краж. В некоторых регионах отмечается взрыв преступности на 80-90 процентов. Карачаево-Черкесия держит первенство по убийствам на душу населения. Республика Коми — по рецидивам, в Самарской области двукратный рост преступлений, совершенных подростками. На треть выросло количество преступлений, связанных с наркобизнесом.
С. Степашин подчеркнул, что любое приукрашивание статистики будет рассматриваться как служебное преступление: «Высокая раскрываемость в 80 процентов говорит о том, что многие преступления не регистрируются. В мире этот показатель — не выше 40 процентов».
— Только проверка в Санкт-Петербурге выявила, что за прошлой год в городе сокрыто 605 преступлений, из которых 399 -тяжкие. А 4090 преступлений сняты с учета как «дутые». Так формируется мнимая раскрываемость, — проиллюстрировал проблему заместитель генерального прокурора Михаил Катышев.
Сергей Степашин указал на две самые большие проблемы. В полтора-два раза снизилось количество преступлений, за которыми стояли организованные группировки. И не потому, что нанесен серьезный удар по мафии, а потому, что многие дела не доводились следователями до суда. А в некоторых регионах, например в Адыгее, Туве и Хакасии, не выявлено ни одного взяточника. Милиция «бьет по хвостам» наркомафии: за прошедший год в 52 регионах нет ни одного выявленного наркопреступления, связанного с мафией.
С. Степашин пообещал сократить количество проверок, уменьшить число бумажек, которые должен писать каждый сотрудник МВД, сократить центральный бюрократический аппарат и численность внутренних войск. Это вызвало гул одобрения со стороны сидевших в зале генералов и полковников.
— Экстенсивный путь развития Министерства внутренних дел себя не оправдал, — заявил Сергей Кириенко. — Личный состав милиции и внутренних войск больше увеличивать невозможно. Сотрудников МВД у нас на душу населения уже больше, чем раньше в СССР. А восемнадцатилетние ребята во внутренних войсках не смогут справиться с задачами, которые будут стоять перед корпусом быстрого реагирования. Милиция должна быть в нужном месте в нужное время, а не везде.
Сергей Кириенко подчеркнул, что МВД необходимо укрепить кадрами. Достаточно сказать, что 40 процентов следователей не имеют высшего образования. И самое главное, нужно изменить настроение людей, которые боятся милиции. «В противостоянии ГАИ объединены все социальные слои общества — от владельцев шестисотых «мерседесов» до водителей «запорожцев». Eсли мы не усилим функции суда, не решим кадровой проблемы, то у людей не возникнет чувства защищенности», -сказал и.о. премьера руководителям МВД во всех регионах России.
И.о. премьера обратил внимание на борьбу с экономическими преступлениями: «Пока мы не решим эту проблему, денег в бюджете не будет, и мы не сможем увеличить финансирование МВД. Это заколдованный круг».
Сергей Кириенко накануне дал указание Минфину обеспечить прямое финансирование МВД. Однако остальные силовые структуры не хотят становиться падчерицами. Сергей Кириенко заявил, что секвестра бюджета в этом году не будет. Но силовики всерьез озабочены тем, чтобы обеспечить налоговые поступления в том объеме, который обеспечит их полноценное финансирование. Все прекрасно понимают, что реформы требуют затрат.