Во все концы Вселенной
Мои коллеги по редакции, искусствоведы уже рассказали в «Курьере» о славном пути тюменской детской художественной школы за последние три десятилетия. И приглашение на вернисаж по случаю выхода в свет буклета «Моя Тюмень» доброй знакомой, подвижницы нашего духовного возрождения Натальи Паромовой, ведущей в ДХШ культурологический курс, я принял с благодарностью и надеждой на радостное общение с юным искусством и мастерами-наставниками.
Eго итоги виделись мне как небольшой репортаж об еще одном весеннем событии в нашей городской культурной жизни. Однако я опоздал, и лишь золотистая горка апельсиновой кожуры да пустые бокалы из-под шампанского напоминали об официальных речах и суматошном накале впечатлений, которыми быстро делятся в праздничной тесноте устроители и гости.
Зато мне удалось без суеты и на просторе вглядеться в живопись, медленно пройти по полупустым классам и спокойно, . обстоятельно побеседовать об увиденном с директором ДХШ Галиной Зуевой, художниками-преподавателями Ритой Афанасьевой, Борисом Паромовым и подивиться необычному классу «хитрой» Натальи Паромовой, в котором она вместе с питомцами свободно путешествует в изображенный древними и современными мастерами космос человеческой жизни и космос далеких миров с их божественным откровением.
И стало ясно мне, почему наши дети воспринимают свою «художку» как счастливый остров — остров духовных и нравственных сокровищ. Здесь тюменские школьники надолго приобретают защиту от злого хаоса текущего бытия. Здесь, занимаясь творчеством и сотворчеством, они находят таких друзей и учителей, которым доверяешь, которым веришь. Благо наступившей свободы -писать, рисовать искренне, искать и ошибаться, и не копировать слепо утвержденные наверху «передовые» образцы.
Пастернаковская свеча, весна света Пришвина, русские космисты, вековечная страна преданий и мифов, земных цивилизаций в преломлении истории и культуры, народного духа жизни Тюмени — новый, по-моему, путь нынешней ДХШ. Вот и пишут, обливаясь слезами, выпускники на силикатных кирпичах-плакетках у входа: «Милая художка! Ты со мной навсегда!» Надписи районное начальство заставляло смывать, сейчас Зуева хочет вмонтировать специальные плитки для «мемуаров». А что? Опять кричать «кто позволил?» «Да кто их знает?» Да хотя бы теперь я… и Япония — страна, нежно и трепетно любящая своих юных художников. Страна, куда отправились недавно работы нашей ДХШ. Хотя бы и сейчас поражающего своим синтезом исторического символизма и духовного мировидения жанровые вещи Сергея Драчева…
Ключ к творческому ритму ДХШ — «команда Зуевой». Ревность, конечно, меж мастерами есть. На то они и сами известные в городе художники. Но пока эта ревность выражается, помимо перечисленных персон, в оригинальных манерах учеников Eлены Муромцевой, Eлены Измайловой, Надежды Чаббаровой, Татьяны Ходонович.
Наверное, сам Господь хранит этот теплый дом, да и его обитатели о нем заботятся. Мерзопакостность ситуации в том, что керамический, искусствоведческий и другие классы вынуждены заниматься в подвале. Любит Русь загонять красоту и детей в катакомбы. А кто из нас не испытывал тюменской подвальной дурноты? Тут, слава богу, дышать можно и наведен максимальный уют.
Вернусь к педагогической «хитрости» Паромовой. Не вторгаясь на территорию коллег, она после бесед об искусстве предлагает питомцам излить душу в рисунке по мотивам темы. Рождаются удивительные вещи, даль вселенной, божественное и личное земное открывается в юной мечте. Увы, лишь инициал имени молодой сибирочки ставлю — Г. Боюсь, что неистовые ревнители и православия,и ислама обрушат на нее свой гнев. А на картоне — золотой луч космоса и в то же время нашей малой родины («Все во мне и я во всем!»). И стоит Храм, в котором в общий лад соединились линии православной церкви и мечети, и вера — символ (глубинный!) самой девочки.
Работы Ольги Булановой, Иры Сторожук, Ксении Фокиной, Димы Коваленко, Наташи Ярко-вой, Алексея Паромова… Все они поэтизируют Тюмень, ибо их наставники сумели смыть с нашего города грязь и зло, силой воображения восстановили заповедные места. В свободно выбранных сюжетах ребята то восходят к духовным высотам мира, то погружаются в купеческий быт, то переносят шмелевское «Лето Господне» в тюменский мир.
Буклет. Это сказано скромно. Городская мэрия, городской комитет по культуре, Запсибкомбанк помогли увидеть свет этой небольшой художественной монографии, в которой наши дети уверенно познают свою дорогу к Храму. И если не сомнет их текущая жестокая жизнь, они сделают Тюмень лучше.
По случаю выхода издания в фойе ДХШ была развернута выставка ученических работ. В конце зала я увидел стенды на стойках с живописью, резко отличавшейся от остальной экспозиции. Паромова пояснила, что этим вещам свыше 20 лет. Добротные картины той жизни, хорошо проработан рисунок, но как мало выражена в них юная личность, как мало там свободы стилевого поиска и одухотворенности, своего отношения к миру. Вот ведь как — те работы несут печать советского времени, видны поставленные пределы и нивелировка в творчестве. В работах нового российского времени при всех его странных перекосах я увидел лица, молодую жажду творчества, не скованную никакими догмами.