Капитанский час
Семнадцать капитанов промышленности тюменской собрались вчера в зале заседаний городской Думы и образовали совет руководителей промышленных предприятий при главе города. В совет вошли генеральные директора и президенты «Кросно», завода АТЭ, ИПП «Тюмень», авторемонтного завода, объединения «Тюменские моторостроители», БКК.химфармзавода, завода медицинского оборудования и аккумуляторного завода. Но не станем утомлять перечислением.
Капитаны -люди с характером. Стали выбирать председателя совета. Предложили «аккумуляторного» Корелякова (что, на мой взгляд, было очень уместно-его горячие речи в защиту местного промышленника на заседаниях областной Думы прошлого созыва запомнились мне). Но Кореляков глянул исподлобья: я, мол, трудный и многим не понравлюсь.
Обсуждали других. Голосовали. Уперлись. Восемь голосов за «бкковского» Борисова. И за «нефтемашевского» Недосекова — тоже восемь. Кульчихин агитирует: у Недосекова те же проблемы, что и у всех, а Борисов -благополучен… И намекнул на поговорку, что, мол, сытый голодного не разумеет. Петровский считает те же качества Борисова достоинством: предприятие процветает.
Наконец договорились: Борисов — председатель, Недосеков — зам. А потом пошло-поехало. О самом-самом. От советского времени остались Тюмени заводы. Бывшие части некогда громадного целого. Кто от ВПК, кто от гигантов легкой промышленности, кто от нефтегазового комплекса. Сегодня многие бедствуют. И, как сказал Владимир Борисов, с которым мы еще час беседовали после заседания, власти города и области не всегда понимают, что мы хотим и что мы можем.
Совет этот, по мнению Борисова, — не властный орган, а скорее консультативный. Выразитель мнения тех, кто производит товары. И кто сегодня, по словам председателя, в ущемленном положении.
Во всем мире 80 процентов налогов собирают с граждан, а 20 — с предприятий, говорит Борисов. У нас — наоборот. Предприятия, которые должны производить товары и давать людям заработок, разорены — налогами, платой за фонды, за землю. Нет стимула к расширению производства.
Что в итоге? Тюменец проживает в одном из двух самых дорогих городов страны.
Да, это влечет к нам всех и всяческих торговцев, и каждый норовит — продать. Город, по словам Борисова, — всероссийская свалка товаров. Для чужих — одни правила, одни выгоды. Для своих — убытки.
Капитаны и их еще держащиеся на плаву предприятия видны издалека. А 60 процентов экономики, по мнению Борисова, прячется в тени. Власти в поисках налогов «стригут бритого». Вместо того, чтобы сделать разумным налоговое бремя, чтобы уважать и поощрять исправного налогоплательщика, стремящегося развивать производство, товарооборот…
(Мне рассказывал недавно владелец сети тюменских магазинов, что ему невыгодно давать рекламу. Ибо приносит она не прибыль. Она приводит к нему налоговых и прочих инспекторов, которые назначают за всякую промашку штрафы по высшей мере. — Отчего так? — спрашивает хозяин. — А ты много рекламы даешь…).
Мы, говорит Борисов, хотим, чтобы власть с нами советовалась. Мы готовы, если будет принято очередное популистское решение во вред производству, коллективно осмеять его в прессе. Мы должны участвовать в политике, мы -налогоплательщики — должны избирать тех, кто поддерживает наше стремление работать…
…Eще несколько лет назад мы называли этих людей «красными директорами». Eще несколько лет назад они говорили о бюджетной поддержке. Eще несколько лет назад они обивали пороги нефтегазовых объединений, предлагая им делиться доходами. Сегодня они готовы к тому, чтобы стать силой.
Кстати, главные тюменской Думы, которые опекали наш город сто лет назад, в большинстве своем и были такими товаропроизводителями.
Стриги обритого наголо, -написал я выше. Загнав нелепой налоговой политикой втеньбольшую часть активного населения, мы все рискуем оказаться в тупике. Возьмем малый пример: налог на рекламу. Всего пять процентов. Редакция, ставя рекламу того же БКК в полосу, выписывает счет и накручивает 5 процентов. Которые прямым ходом идут в бюджет.
Но если хорошенько задуматься, эта реклама — суть непосредственное вложение в развитие производства и должна не налогом облагаться, высоким, пяти процентным, а наоборот — приносить льготу товаропроизводителю, как новые станки, технологии… Боюсь только, что доказать это толкователям налоговых параграфов будет очень трудно.
***
фото: Присутствующие на капитанском часе Александр Кореляков;Лев Шнолль;Владимир Борисов;Анатолий Петровский