Время новой доброты
Я снимаю свой иронический ореол с реплики московского профессора сценических дел Геннадия Дадамяна, пообещавшего нам театральный ренессанс. Снимаю после того, как увидел студенческие преддипломные спектакли на курсе педагога Марины Жабровец в институте искусств и культуры.
Почему спектакли? Да потому, что ее питомцы — без одного года самостоятельные режиссеры — сейчас по очереди показывают творческие работы (как постановщики) с помощью своих сокурсников. Они (помощники) актерствуют, делают декорации, обеспечивают все технические службы. Эти ребята ведут себя так, словно не знают о бедственном положении нашей культуры. Они буквально горят творчеством и делают настоящие чудеса. «Мастер-класс» Жабровец — обычную институтскую аудиторию превратили в театр с одеждой сцены, освещением и небольшим амфитеатром для зрителей.
На показе в начале апреля я был в неплохой компании. Мой интерес разделили заметные фигуры тюменской сцены — Владимир Орел, Леонид Окунев, Сергей Кутьмин, Андрей Волошенко. Постановочное «меню» перехватывало дыхание — основные сцены из брехтовской «Мамаши Кураж», самое смешное из «Слуги двух господ» Карло Гольдони и неожиданные «Валентин и Валентина» Михаила Рощина.
Запомним ихймена: Eкатерина Кравцова, Эля Парфенова, Александр Фролов, Михаил Кусков, Александр Миронов, Светлана Гиль, Наташа Явныч, Денис Ручкин, Марина Галяветди-нова, Люба Лешукова, Надежда Кузеванова, Геннадий Садыков. Запомним потому, что вскоре они возглавят молодежные студии и новые театральные коллективы. Им будет что сказать, показать и воплотить на сцене.
Час ученичества кончился, началось время собственных дерзаний. До него ребята попробовали свои силы в театральном авангарде. Знакомились с Беккетом, Мрожеком, Ионеско…
Насытившись авангардными парадоксами, сейчас питомцы Жабровец увлеклись душевностью и гармонией «шестидесятников», драматургией Александра Володина, Михаила Рощина, Алексея Арбузова — плюс наша и зарубежная классика. «Мы снова вернулись в реальный мир, взыскуем нравственной высоты и лирико-романтических идеалов», — говорят студенты. Но при этом, давая другую жизнь шедеврам прошлых лет, ребята находят свои оригинальные решения, в современном театральном стиле интерпретирующих действие.
Эпически мощно проклиная жестокость военного насилия в «Мамаше Кураж» (постановка Eкатерины Кравцовой), впрягаясь в тяжелую повозку маркитантки, исполнители ищут очистительный свет, говорят о непрерывном труде души, чтобы сохранилось доброе начало жизни.
В «Слуге двух господ» режиссер Михаил Кусков пошел на прием «театр в театре». Пришлось поискать свои ходы Денису Ручкину в роли слуги Труффальдино, поскольку поначалу он — зритель, с иронической усмешкой комментирующий актерские потуги. В конце концов те затаскивают «сноба» на сцену и предлагают ему самому сыграть знаменитую роль слуги. Так, на импровизации, Денис сначала разыгрывает неуверенные действия своего типажа, постепенно втягиваясь в ансамбль и нужный темпоритм. В финале возвеличивается нелегкий актерский труд, развенчивается обывательское представление о легкости комического представления, ибо смешные реплики сами по себе — без мастерства и вдохновения мало чего стоят.
Очень близка нашим дням рощинская мелодрама «Валентин и Валентина». Режиссер Наталья Явныч освободила сцену от бытового правдоподобия. Всего-то — два дерева и дворовая скамейка. Благодаря условности она превращается то в наши квартиры, то в место для свиданий, то в городскую улицу. В центре сцены — большие качели. Как символ, как знак полярных точек бытия. От романтических взлетов первой любви (сильный эпизод — слияние двух сердец молодых героев, мерцание их чувств в надземном вихре) до разрыва. Испытание любви бытом, уход из-под защитного покрова своей семьи к строительству нового дома — вечная история. Версия студентов привлекает открытым нравственным склонением добрых чувств и отношений.
Обсуждение работ было, как всегда, суровым и бескомпромиссным. Участвовала в нем и заведущая кафедрой режиссуры ТГИИК Татьяна Тетеревкова. Я спросил ее об учебном театре вуза, запомнившегося многими спектаклями; Куда же он запропастился? Оказалось, что учебный театр сейчас в трудном положении. Закрыт зрительный зал, нет у вуза денег на ремонт. Учебный театр гастролирует. Недавно побывали в Нефтеюганске, где успешно показали «Маленького принца» Экзюпери и спектакль о Фредци Меркьюри. Северяне попросили Тетеревкову провести занятия мастер-класса и остались очень довольны.
Многоуважаемые Леонид Юлианович Рокецкий и Степан Михайлович Киричук! Знаю, каково реальное положение дел с бюджетом города и области. Но вряд ли вам откажут в порядке, увы, забытой, шефской помощи наши строительные фирмы укрепить балки в зале исторической реликвии (ул. Республики, 4). Ведь это — памятник советского военного классицизма, где выступали ведущие мастера культуры, маршал Жуков… За короткое время учебный театр института стал притягательным центром для молодежи Тюмени. Особенно много ходило сюда школьников Зареки — рядом пешеходный мост. Почему бы не вспомнить об опыте дореволюционного городского парламента, когда он, тоже переделывавший не раз бюджетный тришкин кафтан, объявлял о подписке на благое дело.
Но есть чему порадоваться в этой истории, не зря наша свобода, наши перемены. Горящие творчеством студенческие сердца в институте искусств и культуры созидают, они питают гармонией и доброй духовностью себя и тюменцев. Они реально возрождают и развивают современную российскую культуру, без которой не встанет на ноги никакая экономика, правовое и демократическое государство свободных людей.
P.S. Мои читатели замечают: почему обзоры такие серьезные? А что-нибудь смешное можно? Конечно, вот вам первый веселый случай на культурную тему. Весна, цветет сирень у памятника борцам революции около университета. Он и она гуляют. Разговаривают. Она: «Обними меня, как Тристан Изольду!». Он: «Чего?». «Ну, прижми к груди, как Отелло Дездемону!». «Как-как?». «Ну, поцелуй хоть, как Ромео Джульетту!». «Слушай, это сколько же ребят у тебя до меня было?». «Да ты что? Это же знаменитые книги о любви!». «Ну, знаешь, давай чего полегче. Я «Каштанку» Чехова помню. Давай тебя за мягкое укушу».
P.P.S. Спасибо читателям, заметившим мою ошибку в предыдущем обзоре. Прошу прощения у студентов ТюмГУ Освальда Клоца и Анатолия Передернина за искажение их имен.
***
фото: