Письмо редактору и не только ему
Уважаемый Рафаэль Соломонович!
Я, рядовой житель г.Тюмени, не могу не откликнуться по проблеме, затронутой вами в публикации «Нет у революции конца?» («Тюменский курьер» от 4 апреля). Из вашей статьи явствует, что вы не одобряете предложение Виктора Аликова (начальник инспекции по охране и использованию памятников истории и культуры) о переименовании 24 улиц нашего города. Такое предложение высказано в письме В.Аликова в совет по топонимике. Мне кажется, зря вы так прохладно, если не сказать больше, отнеслись к реформаторскому порыву главы охранного ведомства, и ваши доводы кажутся не вполне убедительными. Ну и что, если замена названий улиц внесет путаницу и неразбериху и создаст трудности жителям города. Так у нас всегда этого было предостаточно, и трудности мы создавали себе собственными руками и иногда их успешно преодолевали.
Вы резонно замечаете, что реализация предложений В. Аликова обойдется недешево. А вам чего бояться? Реализация этих новаций будет осуществляться не за счет «Тюменского курьера» или инспекции по охране памятников, а за счет нас, налогоплательщиков.
Вам непонятно, из каких «идеологических соображений» предлагается менять названия улиц. И мне не совсем понятно и, наверное, самому В.Аликову тоже. И зачем здесь искать какую-то логичность или хотя бы здравый смысл. Меня, например, нисколько не смущает то обстоятельство, что жители Свердловской области свой областной центр назвали Eкатеринбургом. Может, кто-то воспримет это как нонсенс. Я предполагаю другое. Видимо, деликатные граждане Свердловской области в соответствии с новыми веяниями хотели сделать приятное для нашей славной императрицы Eкатерины II и поэтому нарекли город ее именем. Это с одной стороны. А с другой стороны, не хотелось обижать верного соратника Ленина и поэтому название области оставили прежним.
А вот еще пример очень удачного осуществления новаторских задумок. В свое время кристально чистый и честный мэр г.Ленинграда торжественно провозгласил, что в Ленинградской области нет города Ленинграда, а есть Санкт-Петербург. Название Ленинградской области сохранили, вероятно, из тех же соображений, что и Свердловской.
Вот и нам со всякими переименованиями не стоит церемониться. Так и поступает В.Аликов. Переченьулицдля переименования показывает, что отбор их производился случайно, как в лотерее.
Правда, по названиям этих улиц (Коммунистическая, Комсомольская, Ленина и др.) можно понять, что он «руководствовался» идеологическими мотивами. Но и в этом смысле он очень непоследователен.
Почему предлагается изменить названия только 24 улиц? Их же тьма. Улицы нашего города украшены табличками с именами марксистов, коммунистов, большевиков, террористов и настоящих «бандюг» (ул.Маркса, Мориса Тореза, Луначарского, Халтурина, Баумана, Котовского и т.д.). Какой простор и светлые перспективы открываются для реформаторской деятельности на топонимической ниве!
В заключение, Рафаэль Соломонович, хочу всерьез поставить такой вопрос: кому нужна эта канитель с переименованием улиц? Разумеется, прежде всего тому, кто придумал и внес эти предложения. Вам это не нужно и мне тоже.
Нашу позицию в этом вопросе можно было бы проигнорировать, если бы обитатели наших улиц горячо откликнулись и прямо-таки умоляли срочно дать другие названия улицам. Но их, этих обитателей, никто не спрашивает. А если бы спросили людей, которые родились и всю жизнь прожили на этих улицах, то они убедительно объяснили бы, что им мешают нормально жить непролазная грязь, плохое освещение, водоснабжение и другие неудобства. И наверняка порекомендовали бы нашим чиновникам заняться решением этих и других насущных задач. Наряду с этим хорошо бы привести в порядок некоторые запущенные храмы и другие памятники. Пожелаем им успеха в благородном и богоугодном деле.
Николай Дядюк, ветеран труда