Жизнь «на колесах»
Мне трудно будет забыть мчащиеся за мячом инвалидные коляски. Невероятный грохот, столб пыли и счастливые лица. Такого я раньше не видела никогда. Для многих людей, прикованных волей несчастного случая к креслу, спортклуб «Шанс» — единственная возможность выразить себя. Здесь все «скованы одной цепью». И коляска не только единственная возможность передвигаться, но и способ увидеть окружающий мир.
Виктор, 42 года (имя изменено): «Когда двадцать лет назад я в автокатастрофе потерял обе ноги, хотел покончить с собой. Кому такой нужен? Я только-только закончил институт и по распределению должен был выехать в Салехард. Из больницы попал домой: кровать и четыре стены. И все. Даже друзей не было у меня. Поначалу с утра до вечера читал книги. …Лотом -все это опротивело, и мне захотелось на улицу, но было и другое чувство — чувство стыда. Постоянно думал: а что если меня увидят девушки. Те самые, за которыми ухаживал в институте. И вот настал тот самый день: я выехал на улицу. Это была не такая коляска, как сейчас, — легкая и с максимальными удобствами, а другая, совершенно неприспособленная для человека без ног. И первое, что я увидел, — это ужас в глазах моей соседки. Она смотрела не на меня, а сквозь. Я знал, что она думала, она жалела мою маму. Вот, дескать, такая молодая и могла бы еще выйти замуж. А тут на тебе! Обуза. Уж лучше бы он умер. Мне так стало тяжело, я почувствовал себя виноватым за то, что живу таким…
А потом я встретил EE, она шла с детской коляской. Это был настоящий шок. Я отвернул голову, но она все равно узнала. Окликнула меня по имени и расплакалась. Оказывается, ей кто-то сказал, что я умер. Обрадовалась встрече. Eй наплевать было, что я «на колесах». Легкомысленная, думал я. Но эта легкомысленная стала приходить ко мне домой каждый день. Потом развелась с мужем. Потом… мы прожили с ней пятнадцать лет, пока она не умерла от рака. Дочка вышла замуж. Я теперь уже дед. Не знаю, что со мной было бы, если бы не любовь… Потому что в нашем городе, нашей области ничего не предусмотрено для жизни таких людей, как я. И в гуманном нашем государстве многие инвалиды считают себя до сих пор отбросами общества».
У спортклуба «Шанс» нет своего помещения, юридического адреса. Водитель работает за те деньги, которые спортсмены выигрывают на соревнованиях. Тренер работает бесплатно. Физической реабилитацией инвалидов занимаются… сами инвалиды. Нанять человека со стороны — нет денег. Жизнь с ограниченными физическими возможностями — проблема узкого круга людей. В Тюмени живет пятьсот инвалидов. В «Шансе» занимается около тридцати, остальные же предоставлены самим себе.
Алексей Городецкий,22 года: «В шестнадцать лет попал в автокатастрофу, еще школу не закончил тогда. Расстроился? Не очень. Я тогда просто повзрослел, стал читать книги, ездить на всевозможные соревнования среди спортсменов-инвалидов, встречаться с интересными людьми. Eсли бы я жил полноценной жизнью, стал бы совершенно другим человеком. В этом году буду поступать в педагогический институт на факультет физкультуры. Хочу заниматься спортом на профессиональном уровне».
Нью-йоркский марафон среди инвалидов-колясочников в прошлом году был беспрепятственно преодолен тюменцем Владимиром Поспеловым. А другие наши земляки — Виктор Брякушин и Борис Машунин -проехали десять тысяч километров по зараженным местам: «Семипалатинск-Чернобыль». На всероссийском чемпионате по баскетболу на колясках наши заняли в прошлом году второе место. Надеются победу удержать и нынче. Вырвать победу у технически оснащенных москвичей довольно трудно. Во-первых, коляски другие, во-вторых, тренируются они чаще. Помещение-то у них имеется. И спонсоров у них гораздо больше. У наших — областной комитет социальной защиты, Пенсионный фонд и санаторий «Сибирь». Люди, которые стоят за этими организациями, заслуживают того, чтобы им поклониться низко, до самой земли, и сказать спасибо.
***
фото: Спортклуб «Шанс»;Борис Машунин.