Белая кость
Исполняется 60 лет заслуженному художнику России косторезу Вере Обрядовой. Eе произведения находятся в крупнейших музеях нашей страны, в частных коллекциях за рубежом.
Сейчас мастер готовится к юбилейной персональной выставке. Сюда войдут композиции, которые хранятся в музее изобразительных искусств, на Тобольской косторезной фабрике, повторяются старые, что разошлись по всему свету, и реализуются новые замыслы.
О тобольском косторезном промысле, кажется, знают все. Для нас привычна малая пластика из кости в художественных салонах, на выставках. А ведь это уникальный промысел! Только Индия, Китай, Япония и Россия имеют такой вид искусства.
Много хороших ремесленников-исполнителей, а истинных художников мало. Композиции Обрядовой сразу узнаются. В них нежная округлость объема, единство формы и содержания. Темы лиричны — «Молодая хозяйка», «Песня тундры», «На зорьке». Или исполнены мягкого юмора — «С уловом», «Веселый рыбачок», «Мальчик на лыжах». Изящны прикладные утилитарные-вещи — заколки, броши, пряжки, подвески. С них-то и начиналось самостоятельное творчество мастера.
Давно это было. В 1957 году Вера Обрядова закончила знаменитую Абрамцевскую художественную школу и пришла на косторезную фабрику. Сначала старательно копировала установленные образцы, а затем решилась предложить свои композиции — игольницу «Белочка на ветке» и шпильки «Ромашка». Получила одобрение худсовета. Начались напряженные творческие поиски своего стиля, своих тем. И сформировался «обрядовский» творческий почерк. Eго не спутаешь с другими.
Любую вещь хочется рассматривать долго, она осязаема. Драгоценность редкой мамонтовой кости, ее нежные оттенки цвета, причудливую фактуру Вера Прокопьевна обыгрывает мастерски. Но не гнушается и заурядной говяжьей костью-цевкой. После специальной обработки она преображается и годится для изготовления украшений, брелочков для ключей, ажурных сережек, брошей. Именно из цевки создана оригинальная серия подвесок «Знаки Зодиака»: «Дева» — танцующая северная красавица, «Стрелец» — охотник-манси, «Близнецы» — младенчики в традиционной северной люлечке,
К чему бы ни прикасались руки Веры Обрядовой, все преображается. Коровий и олений рог используется для роскошных узорчатых гребней, шпилек, заколок, элегантных пряжек и пуговиц. Но главное все же -традиционная миниатюрная скульптура. Она завоевала признание. Композиция «Молодая хозяйка», что находится в экспозиции музея изобразительных искусств, еще в 1970 году получила II место на Всесоюзном конкурсе мастеров прикладного искусства в Москве. С нее и начались творческие успехи художницы, ее известность, участие во многих других конкурсах, смотрах, больших представительных выставках, награды, дипломы.
Стать ведущим мастером непросто. Это не только талант, но и труд. Одержимый и изнурительный. Сейчас Вера Прокопьевна работает в Тюмени. У нее творческая мастерская, где свет горит до глубокой ночи, а то и до самого утра. Сколько радости доставляют людям произведения, созданные мастером! Все не перечислить. Лучше их увидеть. В залах музея в постоянной экспозиции и на будущей юбилейной персональной выставке.
***
фото: