Доколе?
Не раз доводилось мне в прежние времена готовишь справки для высоких инстанций. Наверное, и сейчас и в области, и городе есть люди, собирающие и анализирующие «внешние» публикации о наших местных делах.
Что бы там ни говорилось, но заботиться о чести тюменского мундира, его чистоте — не грех. Припоминаю: были и есть такие материалы в прессе. Особливо если дело касается политики, экономики. Но почему всякий раз, когда на тюменскую культуру «плюют» столица или соседи, никто — ни верхи наши, ни культработники всех рангов — даже не утирается?
Очередной «плевок» из Новосибирска, воспроизведенный московским «Книжным обозрением», красуется в его N 6 за этот год. В статье «О «культурных гнездах» и особенностях сибирского книгоиздания», подписанной В. Волковой, кандидатом искусствоведения, главным научным сотрудником сектора книги ГПНТБ (библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук). Учреждение знаменитое, по идее, должное собирать, хранить и приумножать наше общесибирское историко-культурное и естественно-техническое наследие.
В большой статье хватило места для похвал в адрес современной сибирской книги, издаваемой в Новосибирске, Омске, Томске, Кузбассе, Красноярске, Иркутске. Даже история книгоиздания в своих местах не забыта.
Тюмень вкупе с Сургутом помянули лишь один раз, дабы вылить ушат очередной грязи -активность-де наших книжников «вызывается локальным денежным изобилием, не всегда соответствующим научно-культурному потенциалу территории».
Сложные отношения с новосибирскими «академиками» тюменской культуры уходят в 70-е гг. Не секрет, что идеологи из нашего обкома партии в ту пору были варягами и не очень-то жаловали подопечных служителей муз. «Энергия века» ревела на разных широтах, а на культуру было плевать. Даже Салманову пальчиком погрозили, когда он «Геолог» поднял. Заставили обозвать «домом техники». Книжные издательства уже в начале 80-х гг., журналы и альманахи выбили себе омичи и томичи, до того их лишенные. ЦК партии постановил — открывайте, затевайте таковые и в Тюмени. Но тогдашнему начальству не до местной культуры. А сколько гнева было излито на областную писательскую организацию и ее шефа Константина Лагунова, когда вышел «самопальный» альманах «Самотлор» в 1975 г.! Между прочим, с первой публикацией сейчас широко известной Анны Неркаги с Ямала.
«Академикам» с берегов Оби такое было в масть, ревность наших соседей — вещь неизменная. Дело дошло до того, что во втором томе «Истории русской литературы Сибири» (Новосибирск, 1984) про тюменских писателей советского периода — ни слова. Кроме краткого упоминания об очерках Eвгения Ананьева, и то потому, что покойный Eвгений Григорьевич (хороший человек и писатель!) был дружен с Марком Юдалевичем из Барнаула, чей сын Борис участвовал (как филолог) в подготовке тома к изданию. Да и в первом томе (про XVII-XIX века) «академики» нахально отодвинули в сторону наших признанных краеведов — Ларису Беспалову и Лазаря Полонского — и, даже не побывав на месте, сами («кося» глазом в наши работы) прописали про нашу литературу.
На научной конференции я их про то спросил прямо — почему? Ответили: мол-де, «уровень не устраивает». После чего я и не попал в ихнюю историю сибирской литературной критики, хотя письма с похвалами относительно моей рукописи о тюменских делах в архиве сохранил.
Думаю, что собака зарыта в том, что именно на тюменской земле началось сибирское книгопечатание. Первый сибирский литературный журнал вышел еще в конце XVIII в. в Тобольске. И неплохо дело шло — аж до 30-х годов нашего века, когда советский тоталитаризм задушил краеведение и перестал выходить журнал «Наш край» (Тобольск).
К тому же властителям 20-30-х годов была не по душе сибирская история, традиции, и ликвидировали они Тобольский край и командовали нашей областью до 1944 г. то из Свердловска, то из Омска. А соседи прирастали своей славой и культурой побойчее даже при советах. И как ни крути, но чтобы издать тюменскую книгу в те годы, надо было кланяться или Свердловску (издательство, журналы «Урал», «Уральский следопыт»), или Новосибирску (издательство, журнал «Сибирские огни»).
Но после перемен в стране в нашем крае не только заговорили о духовном возрождении, но и стали открывать свои издательства, журналы и альманахи. Заново прокомментированы и переизданы классические труды о нашем крае Александра Дунина-Горкавича, Хрисанфа Лопарева, Михаила Плотникова. Появился уникальный словарь «Ученые и краеведы Югры» Татьяны Пуртовой и Валерия Белобородова. Издана история хантыйской литературы в 2-х томах с параллельными текстами на местном и русском языках Eвдокии Немысовой, монография Eвдокии Ромбандеевой о духовной культуре манси. На высоком историко-культурном уровне готовятся ежегодники ТОКМ и его же материалы «Словцовских чтений». Впервые (за все века!) в ХМАО начато издание серии о жизни замечательных людей Югры. Она открылась именем нашего просветителя XX в. Аркадия Знаменского. Куда уж научнее и выше — даже список книг из семейной библиотеки напечатан и проанализирован. Тобольск только что отличился новым солидным томом своего «Хронографа». Один только «СофтДизайн» с 1995 г. выпустил 101 книгу! А всего после 1991 г. в регионе издано около 400 названий, капитальные очерки истории области, великолепный альбом (1998) про Тюмень (глазами путешественников, художников, фотографов). С лета прошлого года наш читатель получил две трехтомные литературные хрестоматии и схожие по жанру работы Ларисы и Юлии Беспаловых и Ольги Лагуновой. Конечно, хватает плохих и просто случайных изданий, но такова общая практика и не по таким книгам надо судить о местном книгоиздании. Хватит и одного факта — на всероссийском конкурсе 1997 г. четыре книги издательства Тюменского университета отмечены дипломами первой степени.
С «академической» небрежностью по отношению к нам я встретился еще раз, когда недавно готовил к выходу в свет том избранных произведений знаменитого тоболяка, воспитанника декабристов Михаила Знаменского. Читая своих предшественников из столь любезных В. Волковой градов, все время натыкался на их ошибки, незнание элементарных фактов из жизни моего героя. Пришлось основательно перегрузить свои комментарии их перечнем. Порою создавалось впечатление, что коллеги просто листали произведения Знаменского, а не читали их.
В. Волкова не одинока, но почему одиноки мы, ревнители тюменской культуры, почему мы так разобщены и не хотим постоять за себя?