Двести четыре страницы про любовь
Столько страниц в «семейном» альбоме «Тюмень глазами художника, фотографа, путешественника XVII-XX вв.» (1998). На память… На долгую любовь к родному городу.
Думаю, что участники этого уникального художественно-искусствоведческого проекта не будут на меня в обиде за этот конспект беседы с автором идеи ученым секретарем нашего областного музея изобразительных искусств Натальей Сезевой. Все-таки десять лет минуло, как она начала собирать тюменскую коллекцию, искала форму печатного воплощения замечательных материалов.
И она родилась… необычная, синтезировав в себе все искусства, которым четыре века «позировала» наша Тюмень. Впервые в Тюмени создан раритет, блестяще выполненный полиграфически в Италии, солидная монография, представляющая наш город как личность, все этапы его истории и черты характера, драмы и радости, светлое и темное — неповторимое…
Готовя издание, Сезева заметила удивительную тягу XIX в. к путешествиям. Необозримое море путевых записок, дневников, капитальных описаний. В конце века и в начале XX путешествия ушли вглубь семейных преданий и родов. Жанр семейного альбома и стал ведущим мотивом оформления тюменской коллекции. Вот почему на фоне панорамы старого города мы отправляемся на прогулку в далекое-близкое с напутствиями Ивана Бунина и Юрия Лотмана — «перелистать» страницы альбома родной культуры, порыться в ее «домашних архивах».
Эмоциональные, цветовые, архитектурные и чисто человеческие ритмы нашего города создают «экскурсоводы» — ученые, краеведы, художники, литераторы, фотографы… кто еще? — честно послужившие Тюмени. От Семена Ремезова до сегодняшних деятелей культуры. И в каждом случае, в каждом виде не умолкает призыв — на память! С надеждой на потомков, на продолжение добрых дел и семейных традиций.
Море лиц, фотографии людей известных и лишь сейчас вызванных из небытия. Соборный образ города, бытовые интерьеры, плоть и дух минувшего, сейчас исполненные особой красоты… Вглядись, тюменец, и, может быть, там, где указано «фамилии неизвестны», ты узнаешь своих родственников. Степенно идут по Царской пожарные, парад, гремит медь духового оркестра, играет солнце на касках, толпы народа заполонили тротуары. А это 1893-й, пароходчик Игнатов и его команда оттуда рассказывают о себе и спрашивают нас…
Сюжеты первого блока (прогулки по старому городу) повторяют все, что видели путешественники, подъезжая к Тюмени. Экскурсоводы из прошлого (Петр Словцов, Николай Абрамов, Иосиф Завалишин, Виктор Журавский) напоминают: «Тюмень застроена правильно, красиво и местами роскошно… Одно из лучших мест не только в Западной, но и во всей Сибири вообще». И с воды (пароходом), и из окон экипажа, и с железной дороги они открывали тайну нашего города, очаровывались им.
Неторопливый, житийно-спокойный ритм, земные цвета и низкую линию архитектурной поэтики удачно тянули ввысь храмы. Умела Тюмень настроить путника на красное слово о ней. Первую панораму в условной картографической мозаике XVII в., не искажая даже детали, создает Ремезов. Потом ее повторил в XVIII в. художник экспедиции Миллера, мастер «перспектив» Иоганн Люрсениус. Продолжили (уже в портретах-городских пейзажах) Михаил Знаменский, Иван Калганов, Василий Федоров (XIX в.), в первой половине XX в. — Вениамин Барашев, Александр Митинский, позднее Александр Мурычев, Геннадий Токарев, Юрий Юдин, Александр Новик, Юрий Рыбьяков…
Благодаря им еще и сейчас актуальны слова Завалишина (1862): «…из всех городов целой Сибири Тюмень сохранила… тип чисто русского, старинного города». В свободном мазке Виктора Овчарова, раздумчивых медитациях Мурычева, в вечном покое молитвы о прошлой красоте Токарева, в импрессионистской символике Новика, волнующей геометрии Юдина, необычных ракурсах Барашева, летящих цветовых сигналах Рыбьякова. Настоящий лабиринт из улиц и переулков, домов и садов в разные времена года, который не стесняется своих неустроенных углов, грязи и других темных пятен на физиономии. Но так уж устроен человек — прошлое окрашено дымкой красоты… Только благодаря Ивану Котовщикову теперь можно побывать в городском саду 1954 г. Вечер, танцевальная веранда, другая жизнь, и вдруг нахлынувшая светлая печаль — об их чуде, счастливых мигах бытия.
Устав от лабиринта, войдем в дома. Вслед за Василием Суриковым, который свыше 20 раз бывал в Тюмени. Только у нас он нашел посадские дома под XVI век и перенес их на свои исторические полотна о кровавом расколе на Руси. Любил он вязь узоров тюменских ковров, даже украсил одним из них картину «Взятие снежного городка».
«Жители Тюмени — красивейшее племя в целой Сибири» -были стройны, живы характерами, щеголеваты, трудолюбивы и расторопны, смышлены. Носили бороды, но одевались по-европейски, не отставали от столиц, быстро завели себе телефон, электростанцию и водопровод (из записок гостей). Правда, подкачали тротуары, мостовые и дурно устроенные спуски на буераках. А вот усадьбы, дома простых горожан выдавали семейный крепкий устав, отмечены ладом и заботой. Сень храмов овевала их, очищала души. Символом такой связи стал «Набат» Токарева, уловившего главный голос города, его ритм.
Длинной вереницей тянутся особняки с деревянной резьбой, каменное кружево, ампир, классицизм и модерн строений, их хозяева. Ярило-солнце, бьющее в глаза. Выразительные типы тюменского купечества, запечатленные русским самородком, «вторым Хогартом», нашим художником Иваном Александровичем Калгановым (1845-1882), его учеником Василием Герасимовичем Федоровым (1857-1924). Вглядимся в лицо К. Шешукова, и зазвучат слова Завалишина: «Тюменское купечество славится не одним лишь широким гостеприимством и хлебосольством, но всегда готово на всякий добрый и полезный подвиг» (1862).
А вот целая группа тюменского либерально-демократического кружка «Молодая Сибирь», в центре — лидер, гуманист и эрудит Константин Николаевич Высоцкий (1834-1887), открывший у нас публичную библиотеку, частные школы, театр, фотографию и литографию. Беру «Очерки истории Тюменской области» (1994). Стыжусь назвать имена авторов глав про тюменскую общественную жизнь и культуру XIX в. Ни слова про кружок и Высоцкого — ярчайшие явления нашей истории. Браво, Наталья Ивановна со товарищи, — утерли нос докторам и кандидатам исторических наук!
В нашем альбоме открыта и культурологическая роль тюменского странничества(по Бердяеву), и наконец, своя художественная школа. Eе основал известный баталист Михаил Иванович Авилов, приехавший в Тюмень в 1918 г, С нее начался настоящий расцвет городского пейзажа — Иван Овешков, Константин Трофимов, Вениамин Барашев, Александр Митинский, Иван Котовщиков, Игорь Кротов… Именно они прониклись поэзией старины и сохранили для нас заповедную Тюмень. Тут выстраивается неудержимо притягательный ассоциативно-метафорический ряд картин и рисунков по формуле «лицо-лик-образ-символ», хотя бы средствами искусства спасший Тюмень. До безобразных перестроек и разрушений советского периода. Посыл старых мастеров подхватили наши современники — Рыбьяков, Новик, Юдин, Токарев. И хотя бы так душа города утолила свои печали.
Заканчивается альбом необычно, инновационно — лицами, судьбами и делами его сотворцов, как бы духовно-культурным пластом городской жизни. Тут место отдать дань известным и неизвестным фотографам, Виктору Копылову — удивительному и дотошному краеведу, собравшему свыше 360 видовых открыток Тюмени. Удачна работа дизайнера Николая Пискулина. Не только финансами и организаторскими хлопотами поддержали альбом мэрия, Тюменский городской банк (Галина Рокецкая), директор музея Людмила Овсянкина, руководитель проекта из движения «Западная Сибирь» Юрий Рябченюк… Их коллективный разум проявил себя в отборе материалов и оценках. А деловую поездку в Италию (в Верону — город Шекспира!) обеспечила турфирма Любови Галязимовой.
Итальянцы — это мы, очень похожие. Они увлеклись Тюменью и собираются к нам. Там Сезевой стало ясно, что альбом похож на универсальный модуль для новых проектов, других городов. Придет время, и он «развернет» свои страницы в новом зале музея, обширная коллекция Натальи Ивановны заживет по-настоящему, зримо представив нам цепь времен, судьбу и лица первого сибирского града.