Рынок — не магазин. Но скоро им станет
![](https://tm-courier.ru/wp-content/uploads/2023/02/4113902.jpg)
Вещевые рынки мало-помалу начинают торговать по правилам. Прошло время диких отношений, когда продавец мог свободно послать подальше недовольного покупателя. Защитники прав потребителей навели-таки порядок, да и прессинг властей, которые, в общем, лишь терпят рынки как неизбежное зло, играет не последнюю роль. Продавцы стараются лишний раз не портить отношения с чиновника.
Раньше говорили: купил вещь на рынке — в случае чего пеняй на себя. Раз на руках нет чека, значит, и доказательств нет. Но теперь этот тезис, оказывается, не в ходу. Eсли разрешили торговлю под открытым небом, без кассовых аппаратов, значит, надо искать другие способы для контроля. И, кажется, нашли.
Состав предпринимателей на лучших городских рынках стабилен. Места закреплены и пронумерованы, документы на торговцев лежат в администрации рынка. Eсли что произойдет -отвертеться трудно. Специалисты городского департамента по защите прав потребителей регулярно рассматривают жалобы от недовольных клиентов рынков (кстати, говорят, что жалоб становится все больше). Так, в марте четыре раза жаловались на «Привоз», два раза -на рынок по улице Аккумуляторной и т.д. И что вы думаете? . Почти все жалобы удовлетворены, а виновные предприниматели наказаны. » Но бывают случаи, когда помочь пострадавшему несколько затруднительно. Например, на днях в департамент принесли развалившиеся сапоги. Женщина рассказала, что купила обувь два месяца назад на Центральном рынке. Но в каком месте и у кого — не помнит. Вот и ищи ветра-в поле. Тем не менее пойдут искать.
Специалисты департамента советуют горожанам практиковать очень простой, но эффективный способ. Продавец должен собственноручно написать на этикетке вещи номер своего места, номер патента, ФИО и расписаться. Такая бумажка будет ничем не хуже магазинного чека. Согласится ли на это продавец? В департаменте говорят, что да. В противном случае можно обратиться к другому, более сговорчивому, торговцу.
Или хотя бы получите устную информацию о продавце и запомните номер его лотка или палатки. Администрация рынка должна располагать ассортиментным перечнем от каждого предпринимателя, чтобы в случае чего доказать: да, такой вещью он торговал.
Конечно, советы советами, а на практике дело может обернуться по-всякому. Но рынок есть рынок, нужно помнить, что завтра ваш продавец может просто исчезнуть, об этом всегда твердят в департаменте. А ведь не все вещи, даже китайские, разваливаются в одночасье. Отсюда еще один совет — посещайте лучшие рынки, где текучесть торгового люда поменьше.
В конфликтах продавцов и покупателей часто фигурирует государственное предприятие Бюро товарных экспертиз (ул. Ленина, 57). Предприниматели любят доказывать, что товар получил дефект по вине потребителя. Бюро проводит экспертизу и ставит точку. Кстати, торгующим стоит помнить, что «проигравшего» могут заставить заплатить за экспертизу (78 рублей за час).
В департаменте по защите прав потребителей гордятся своей воспитательной работой с коммерсантами городских рынков. Специалисты департамента ведут на одной из радиостанций обучающую программу для торгующих. Однако практика показывает, что эфирные уроки не идут впрок. Поэтому теперь в планах департамента проведение …семинаров. Серьезно — коммерсантам будут читать настоящие лекции на темы, как вести себя с покупателем, как поступать в конфликтных ситуациях и т.п.
Хочется надеяться, что эта заметка поможет читателям почувствовать себя увереннее, отправляясь за покупками на вещевой рынок. Мы вовсе не так беззащитны.
Сергей Русанов
***
фото: