X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

До свидания, 52-й!

Мелодичный звонок в фойе Тюменского государственного театра кукол и масок возвещает об окончании очередного, 52-го, театрального сезона. Eго предварительные итоги сотрудники «Ложи» подвели с директором театра Раисой Рогачевских и главным художником Сергеем Перепелкиным.

Сезон получился сложным, нелегким, особенно в финансово-организационной сфере. А вот творческие задачи были выполнены на все сто.

Порадовали тюменского зрителя целой радугой премьерных спектаклей — от многокрасочных полифонических до зажигательной сказочной игры. Запомнился «Сэмбо» в постановке главного режиссера театра Григория Гольдмана (он в командировке и не участвовал в нашей беседе) со сценографией Владимира Осколкова. Какие-то странные споры затеяла часть местной прессы вокруг постановки сказочной истории сестрицы Аленушки и ее брата Иванушки (режиссура известного всем актера Василия Лазарева, художник — Светлана Стебельская). Но он и без скандала, привнесенного извне, занял свою нишу, отличился своей эстетикой. Лучше бы лихие перья порезвились в радости игрового общения от еще одной постановки для малышей — классического «Гусенка» (режиссер — Гольдман, художник — Чемакин).

Потом последовала восхитительная премьера романтической феерии андерсеновского «Соловья» (российско-белорусский проект. Режиссер — Алексей Лелявский (Минск), сценограф — Перепелкин). Спектакль оказался одинаково интересен и взрослым, и детям, поскольку соловей в нем стал символом возвышенной и неразделенной любви всемирно известного сказочника и путешествия в далекий восточный Китай, дабы живым гармоничным голосом своим заставить замолчать механическую бездушную игрушку. Рассказать ребятам, как скучен и тягостен лицемерный мир императорского двора и что живое чувство никогда не поддается лживому блеску злата.

В работе сейчас находится новый спектакль Гольдмана с Осколковым — скандинавская мифологическая история, рассказанная волшебной искусницей Сельмой Лагерлёф: «Подменыш». Премьера намечена на открытие грядущей осенью 53-го театрального сезона.

52-й уйдет в историю вместе с восстановленными интересными работами предыдущих лет. Это гоголевская «Женитьба» (постановка Сергея Кузина, сценография Перепелкина). Она адресована взрослому зрителю, но и старшеклассник был бы здесь к месту. Однако хорошо продуманная рекламная кампания в этом сезоне потихоньку сошла на нет — финансы… Правда, три очень даже зазывных плаката театр выпустить сумел. Вернулась на сцену и классическая поэма «Руслан и Людмила» (постановка знаменитого мастера, ученика королёвской кукольной ленинградской школы Юрия Фридмана и художника Осколкова). Не потерять бы, в этой вещи есть что поправить и даже (в хорошем смысле слова) упростить… но тут уже действует авторское право.

Известно, что в Тюмени недавно прошел первый областной театральный фестиваль. Не остался на нем без награды и театр кукол и масок. Своего золотого «Конька» с девизом «За честь и достоинство» получила Раиса Рогачевских, осыпан лаврами «Сэмбо» (лучший актер — Шакал! — Юрий Федоров, лучший художник — Владимир Осколков).

В истории тюменской культуры судьба наших театров уникальна. Кукольникам четыре раза за прошедшие 20 лет приходилось, подобно фениксу, восставать из пепла. Однажды в буквальном смысле, когда пожар уничтожил декорации. Театр не сдается нелегким временам, продолжает и развивает творческие традиции замечательной королёвской школы. Пока — это самое лучшее действо в мире в системе «человек и кукла».

Но директорат объяснил оценку «хорошо с плюсом» 52-му сезону весьма прозаично: все премьеры были малобюджетными, обошлись скромными сметами. Лишь потом заговорили о волне энтузиазма, на котором продолжает держаться труппа последние 7 лет. Пока волна не затухает, но огонь поддерживают актеры, чьи репутации сложились не в ближнем времени. Молодых мало. Eще творят чудеса из, казалось бы, не очень подходящих материалов театральные цеха, в экспрессивно-красочном море фантазии колдуют мастеровитые режиссеры и художники. Жаждет восстановить вещь европейского уровня — «Лысую певицу» по абсурдистской драме Эжена Ионеско — Сергей Перепелкин.

Кукольный свой класс в сезоне подтвердили все, никого не сталкиваем, не сравниваем. Просто судьба подарила возможность неожиданно показать себя Юрию Федорову, Ладе Баяновой, блестящему дуэту нашей звезды Нины Вальтонс с Зинаидой Береговой. Пора бы Николаю Тарасову оформить документы на звание заслуженного артиста России. Не теряет формы Василий Лазарев, блеснет изюминкой Алексей Мороз. Все реже радует нас мэтр — заслуженный артист России Александр Васильевич Глебов. Надеемся, что в дни пушкинского юбилея в 1999 г. он почитает нам бессмертные главы «Руслана и Людмилы».

Под занавес беседы — грусть… 25 декабря минувшего года тюменцы отметили бессменное (в четверть века!) директорство Раисы Рогачевских. Редкость — чутье творческое не уступает у нее организационному. Дождь пополам с солнцем делила она в сложной судьбе ТГТКиМ вместе с актерами и сотрудниками. «Ложа» бывает на заседаниях художественного совета в театре и знает, что директор говорит не только о финансах и новой аппаратуре. В эти годы театр стал авангардным и по месту в творческом процессе, и по сути художественных решений. В европейскую и российскую летопись уникальных спектаклей вписаны «Забыть Герострата», «До третьих петухов», «Лысая певица»…

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта