X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

И нота каждая божественно легка…

Послесловие к гастролям

Театры оперы и балета в Тюмени до 80-х были редкими гостями. Но, начиная с 1983, почти каждый год гастролировали воронежский, бурятский, новосибирский, пермский, куйбышевский, казанский, красноярский, самаркандский. Наконец, Омский музыкальный театр (1995 г.). После этого были только отдельные исполнители1 из московских и санкт-петербургских театров.

Гостьей Тюмени стала и Илзе Лиепа, солистка Большого театра, сама создавшая программу, свой балетный имидж. Успех балерины не приходится объяснять только именем ее отца, хотя его «благословляющая тень» как бы витала над сценой. Видна была и высокая культура в выборе музыкального и хореографического материала, в строгости ее танца, сценического поведения, изысканности костюмов. Она царила в «Русской» под музыку Чайковского. Это был танец сказочной царевны — красивые линии, большой шаг, легкий полетный прыжок, изысканные плывущие паде-бурре… К тому же «говорящая» пластика рук, зримый отзвук душевных движений героини. А в хореографической миниатюре «Медея» балерина продемонстрировала блистательную технику, выразительную графическую линию танца. Пластикой артистка выразила всю гамму чувств — от чистоты до страстности и коварства.

Редко, но все же бывало — я уходил со спектаклей, где танцевали отличные мастера, спокойным. Но гораздо чаще балет вселял в меня большой заряд радости и одухотворенности. Все мелкое, суетное уходило куда-то прочь, и жизнь снова казалась прекрасной и удивительной. Надеюсь, подобное испытали и многие зрители. Ведь на классических спектаклях залы всегда переполнены. Было много молодых людей, детей. И неудивительно: в Тюмени много студентов, хореографических школ и коллективов, и для них балет — всегда праздник. У нас любят классический балет за высоту духа, ведь этот вид искусства — один из редких оазисов настоящей культуры.

Выдающийся оперный режиссер Борис Покровский не так давно сказал об опере: в наше время он видит главную задачу не в том, чтобы привлечь нового зрителя, а в том, чтобы не упустить своего. Мне кажется, это можно отнести и к балету.

Из последних гастролей — Русский камерный балет «Москва». Это неординарный коллектив. В нем сильны как традиции классического балета, которые передает театру выдающийся танцовщик и балетмейстер народный артист СССР Михаил Лавровский, так дух творческого поиска. Один из новых спектаклей — «Арлезианка» на музыку Ж. Бизе по пьесе А. Доде. В спектакле, поставленном Э. Смирновым, реальные образы главных героев — деревенского юноши Фредери и его невесты Виветты — соединяются с видениями, наваждениями, во власти которых оказался Фредери, влюбленный в однажды поразившую его женщину из города Арля — прекрасную Арлезианку. Звучит неувядаемая музыка — оркестровая сюита по мотивам оперы «Кармен». В этом одноактном балете зритель по достоинству оценил искусство прекрасного танцовщика Бахтиера Солиева и балерин Натальи Красниковой (Арлезианка) и Марины Кудяковой (Виветта).

«Лебединое озеро» в камерном балете идет в постановке заслуженного артиста России А. Воротникова, премьера состоялась в декабре 1997. В спектакле сохранены открытия М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского и А. Вагановой, сделанные корифеями хореографии за более чем столетнюю историю этого балета. Чем же привлекает нас это удивительное колдовское озеро с его девушками-лебедями? Прежде всего совершающимся на наших глазах чудом любви и добра, силой человеческого духа, преодолевшей страшные чары.

В спектакле были заняты молодые солисты: E. Новикова (Одетта-Одилия), Д. Рыхлов (принц Зигфрид), О. Козлов (Шут), народный артист России А. Головань (Ротбарт). Все отметили прекрасные профессиональные данные Новиковой — выпускницы Московского хореографического училища, ученицы известной балерины Р.С. Стручковой: пластичность, легкий шаг, яркая сценическая внешность, актерская выразительность и музыкальность. Все это позволило балерине совершенно передать два характера: нежную, трепетную и страдающую Одетту и властную, торжествующую, но поразительно похожую на Одетту Одилию. На наш взгляд, последний образ более присущ дарованию балерины. Запоминается дерзкий, почти вызывающий выход Одилии. Заносчиво вскинув голову, она наслаждается властью над принцем, то сникая к земле в нарочито тревожной позе и вызывая в памяти юноши образ, встреченный на озере, то стремительно распрямляясь в эффектном и царственном арабеске, а потом ошеломляя в бравурном параде блестящего фуэте!

В этом балете очень красивы костюмы, выразителен суперзанавес, позволивший придать динамичность спектаклю. В показанном балете все в меру. Но есть узкие места — блеклая световая и цветовая палитра, отсутствуют спецэффекты в заключительной картине — образ бури, зигзаги молнии и т.д. Да еще планшет сцены концертного зала филармонии мало приспособлен для танца, что мешает творческой раскрепощенности артистов.

В заключительный день гастролей был показан другой шедевр балетной классики — «Жизель» А. Адана. Спектакль поставлен М. Лавровским. В партии Жизели балерина E. Новикова продемонстрировала лучшие черты своего лирико-драматического дарования. Кульминация первого акта, безусловно, сцена «сумасшествия» Жизели, выстроена балериной так, что она не «играет сумасшедшую», а повторяет основные мотивы начала действия — тему любви, создавая ощущение рваности, болезненности, вспышек и угасания сознания… Все совмещается в танце и все постигается через танец!

На равных танцует и создает драматургический образ Д. Рыхлов в партии Альберта. Он демонстрирует крепкий мужской танец, в то же время одухотворенный поэзией чувств. Несомненная удача спектакля и образ Мирты в исполнении Н. Красниковой. Выразительна красота пластической полифонии в сценах вилисс, создающих ощущение строгости, мертвенности и беспощадности призрачных теней загробного мира…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта