Счастливые мгновенья 140-го…
Старая истина — каждый театральный сезон неповторим. В нашем Большом театре драмы и комедии -140-й (юбилейный!) сезон уходит в историю как долгий и впечатливший многих праздник искусства.
Для замдиректора Вилниса Пинтиса он — необычный, серьезнокрасивый, в юбилейном декоре. Для главного режиссера Алексея Ларичева — финал перехода ТГТДиК в новое качество. От «диктата» музыкально-пластических спектаклей — к серьезной и в чем-то опасной драматургии, к классическим высотам (премьеры по произведениям Тургенева «Нахлебник», Чехова — «Лебединая песня»): И одновременно — трепет крыльев авангардного эксперимента в «Розовой бабочке».
Труппа прониклась сложностью этого перехода и приняла новые правила игры — дерзание и смелость идти по лезвию бритвы, тем самым увлекая искушенного информацией и чужими видеокартинками современного зрителя. Для директора Владимира Коревицкого сезон шел по нарастающей. Eго пиками стали первый областной фестиваль, акция «Звезды российского театра в Тюмени», праздник в честь 140-летия ТГТДиК, бенефисы Геннадия Баширова, Сергея Кутьмина, Eвгения Плавинского.
Очень трудно давать «сезонные» оценки нашим актерам. Все выразительней личностный творческий портрет каждого в общей раме интересных спектаклей. Но и директорат, и многие мастера в ходе небольшого опроса отдали пальму первенства как актеры — символу прошедшего сезона уникальному человеку — Вениамину Панову. В нем все в гармонии — мастерство и интеллект, нежное, терпкое восприятие игрового и реального мира и неустанная работа над собой (в жизни и в искусстве). Так примерно сказал Коревицкий, но близкое говорили и остальные.
Тактично промолчали мои собеседники про приятные знаки — табель отметок сезона. Но мы и сами помним, что на областном фестивале лучшим спектаклем назван «Нахлебник» в постановке Алексея Ларичева. Ларичев же получил «Золотого Конька» как лучший режиссер. Первый среди сценографов — наш Алексей Паненков, лучшая актриса — Марина Слепнева. Несомненно, подтвердил свой класс и порадовал неожиданными пластическими решениями хореограф Эдуард Соболь. Стали заслуженными артистами РФ Анта Колиниченко, Анатолий Бузинский, Сергей Кутьмин, Владимир Орел.
Жаль, что не получились обговоренные на это лето гастроли в Москве и Питере (эх, финансы). Eсть «недокомплект» труппы. Но 140-й, который начался под счастливой звездой успеха омских гастролей 1997 г., решил не уходить до середины июля. На открытие 141-го сезона Ларичев готовит «Матушку Кураж» великого Бертольда Брехта. 1998-й объявлен в мире годом германского драматурга по случаю столетия со дня его рождения.
Приехал в Тюмень хорошо знакомый нам режиссер Андрей Лапиков. Он уже ставил у нас мольеровского «Тартюфа» и «Мурлин Мурло» Николая Коляды. В новом проекте — классическая или советская комедия. Какая точно, скоро узнаем. А если в итоге говорить о символе художественного кредо нашего театра в образе 140-го сезона, то лучше поэта не скажешь: «Не в наших силах сдвинуть звезды с места, но в наших силах — душу не сгубить! (Юнна Мориц). Верю, сему продолжение последует.
***
фото: «Розовая бабочка»;«Лебединая песня»