По ком звонит колокол
Заслуженный артист России Виктор Густавович Лелеп оставил этот мир 19 мая с. г. — за два дня до 71-го дня рождения. И хотя формально последним его сезоном в ТГТДиК стали дни 1991-1992 гг., он еще радовал своих почитателей отдельными работами, выходил на сцену в театре Леонида Окунева «Ангажемент».
Ровный огонь его творчества, нравственное напряжение жизни, отрицавшее суету сует и судорожную погоню за славой, позволили Лелепу занять неповторимое место в тюменской культуре.
Он родился в степном алтайском селе Локоть под Рубцовском, на самой границе с Казахстаном. Как там оказался его отец-латыш, работавший ветеринарным врачом, можно только догадываться. Мать (Павла Петровна) была бактериологом.
В годы войны семья оказалась в Новосибирске, туда же эвакуировали Ленинградский театральный институт имени Александра Островского, в котором Лелеп проучился до 4-го курса с 1944 года, и в тяжелейший 1947 г. он стал актером Новосибирского театра юного зрителя. Сибирь его не отпустила… Лишь три года Лелеп продержался в европейской части Союза (1972-1975), выступал в Йошкар-Оле и Сарапуле в Удмуртии. Eще два сезона провел в Усть-Каменогорске, рядом с родиной, в казахстанской части Алтая.
Но самые плодотворные свои сезоны Лелеп провел в Тюмени, будучи принятым в ТГТДиК в 1977 г. «Интересный партнер» (Вилнис Пинтис), «Удивительное и притягивающее обаяние», «широчайший диапазон» (все театралы). И все-таки режиссура видела в нем острохарактерного мастера в социально-ангажированных ролях. Полвека активной жизни на сцене, сыграно около 110 ролей (даже для региональных трупп довольно редкий «счет»).
В Тюмени ему особенно удались Генри Джеймс в «Загнанной лошади» по прозе французской авангардистки Франсуазы Саган, Судаков в «Гнезде глухаря» Виктора Розова, Магар в «Виринее» по колоритной прозе Лидии Сейфуллиной. Сыграл он и в знаменитой вещи Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Но более всего в памяти наших зрителей — масштабно поданный Лелепом образ Василия Шуйского в драме Алексея Константиновича Толстого «Царь Федор Иоаннович».
В тюменской труппе он вел себя так, как человек, нашедший золотую середину в отношениях с коллегами и начальством. Признание зрителей и профессионалов нарастало по спокойной кривой. Занимался профсоюзными делами и был членом художественного совета театра. Но к крупным вспышкам внимания не рвался. Из наград самая высшая — диплом лауреата Всесоюзного фестиваля драмтеатров. И лишь в 1988г. ему оформили документы на присвоение почетного звания заслуженного артиста России.
Вкус самых громких похвал Лелеп испытал лишь однажды, когда наш театр устроил ему бенефис по случаю 60-летия в январе 1988 г. Жаль только, что не каждой редкой творческой судьбе выпадает частое подчеркивание ее достоинств. Но, по большому счету, покинувший нас мастер теперь уже выше наших суетных земных дел…
***
фото: