X

  • 05 Июль
  • 2024 года
  • № 72
  • 5571

Вечная красота и сила

Более 20 лет ждали реставрации иконы, выставленные сейчас в музее изобразительных искусств (ул. Орджоникидзе, 47). Сейчас они засияли новым светом, открыли свою вечную красоту, спрятанную под слоем пыли и копоти.

Эта выставка своим появлением обязана многим. Прежде всего мастерам XVII-XIX веков, что создавали иконы для храма или избы. Множество людей сохраняли иконы, берегли, невзирая на события. Особую благодарность хочется выразить Ю.М. Рязанову, подарившему когда-то музею свою коллекцию прекрасных икон. Некоторые иконы были обнаружены сотрудниками музея в экспедициях по нашему краю. Их воспоминания для молодого персонала музея стали легендарными. И наконец, музей благодарит специалистов-реставраторов из Москвы, которые трудились несколько недель.

От любого зала в музее этот отличается особой ценностью. Иконы исцеляют души наши, умы и сердца, когда мы смотрим в глаза святых, праведников, что-то внутри нас совершается. Так и должно быть. Не случайно, наверное, сейчас и за рубежом в каждом городе есть магазины «Русские иконы». Они всегда будут ценны, и не только для верующих, для всех, кто не утратил способности видеть.

Обратимся к сюжетам некоторых из них. Из двунадесятых, главных праздников, мы видим небольшое «Благовещенье» (XIX в.), предназначенное для красного угла в доме. «Воскресенье. Сошествие во ад» (нач. XX в.), «Успение Богоматери» (XIX в.) строгановского письма. Композиция вписана в круг, изысканные формы, утонченные детали, волнующие пробелы и складки одежд, все обращено к теме соболезнующего прощания двенадцати апостолов с Марией, которая уснула, закончив свою земную жизнь. Христос явился по ее просьбам, чтобы принять ее душу. Он изображен стоящим около Богоматери с ребенком на руках. Так выглядела душа Марии — в виде спеленутого невинного младенца, чистого, безгрешного. Это одна из самых красивых икон в коллекции музея. Как известно, все иконы строгановского письма отличаются особой красотой.

Рядом мы видим «Распятие Запрестольное» (XVIII век. Дар Ю.М. Рязанова). Это большой деревянный крест, на нем изображен Христос и все остальные канонические персонажи: ангелы, изображение «Спас нерукотворный» в верхней части. Внизу изображен череп Адама, первого человека. По легенде, Христос был распят на горе Голгофе, где был похоронен Адам. Капли крови Христа пропитали землю, и Адамов грех был искуплен Христом.

Распятие поражает нас своей выстроенностью и красотой, пусть грустной, но одухотворенной.

Несколько икон — «Умиление», «Знамение», «Спас Вседержитель» — не позволяют нам забывать о главных почитаемых образах — Христа и Богоматери.

Другие же, особо почитаемые святые на Руси, изображены мастерами тоже очень умело. Это «Апостол Павел» (XVII в. Дар Ю. М. Рязанова), «Св. Пантелеймон Целитель» (XIX в.), «Св. Никола Чудотворец» (XIX в.).

Особо хочется обратиться к Параскеве Пятнице (нач. ХХ в., Тобольск). Так называли на Руси преподобную Параскеву Сербскую. Славянка из Сербии получила воспитание в богобоязненной семье, но однажды под впечатлением проповеди в храме она раздала все имущество бедным и отправилась на поклонение святым местам в Иерусалим. Параскева жила в Иорданской пустыне до глубокой старости и вела жизнь подвижническую.

Перед кончиной, по велению свыше, она вернулась на родину. По преданиям, вокруг нетленных мощей ее происходило немало чудес. Образ Параскевы написан на узорном ярком фоне, сплошь состоящем из растительного декоративного орнамента. Сама Параскева в короне, которую надели на нее ангелы. Одежда богата вышивками. Иконописцу удалось донести красоту и переливчатость дорогих украшений. Ликее приятен, мягок, но внутренне как- то подтянут, строг. В руках Параскева держит свиток и распятие.

На Руси день святой Параскевы называли по-разному: Параскева-пятница, льняница, порошиха. В этот день (28 октября/10 ноября) начинают мять и трепать лен, готовить для пряжи. Бабы и девки выносят напоказ вытрепанный лен — «льняные смотрины». Параскева — покровительница женской зимней работы — «бабья заступница, «бабья святая». Eе представляли в виде высокой худой женщины с распущенными волосами. Говорят, что на селе таких женщин прозывали в старину «долговязая пятница». Существовало поверье, что святая Пятница ходит по деревням и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты. Некоторых она наказывает, а других награждает.

Приходите все желающие, и дети, и взрослые, получите исцеление душевное, а может быть, и телесное, ведь иконам этим молились сотни, тысячи праведников до того, как они попали в музей, и в этой «намоленности» их особая сила и красота.

***
фото: Зал экспозиции;Богоматерь Казанская

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта