Инвестиции — сюда^ а деньги тюменские куда?
Eржан Макащ руководитель Тюменской торгово-промышленной палаты, пригласил на шестой этаж местного World Trade Center (угол улиц Республики и Дзержинского) журналистов, чтобы рассказать об участии тюменской делегации (палата плюс филиал «Инкомбанка») в работе круглого стола торговой палаты США.
Речь, по словам хозяев, шла о том, чтобы сделать инвестиционный климат Тюменской области понятным и привлекательным для частного западного капитала.
Все было, конечно, очень интересно. До тех пор, пока мне не пришла в голову идея задать господину из «Инкомбанка» простой вопрос: почему никто не стремится сделать местные проекты привлекательными для самих тюменцев? Точнее, для тех из них, кто имеет некоторые накопления и держит их либо в Сбербанке — за весьма скромные проценты, либо под подушкой — безо всяких процентов.
Молодой господин из «Инкомбанка» усомнился, что у тюменцев есть деньги. Что, в свою очередь, также вызвало возражения.
Нет, серьезно. Проблемы с деньгами у тех, кто сидит на бюджете. Кто живет на пенсии и пособия на детей. Но ведь в Тюмени достаточно большое количество тех, кто давно оторвался от бюджета. В Тюмени есть деньги, даже если в это не верит сотрудник «Инкомбанка». Я их хорошо вижу, когда езжу с женой на рынок или хожу в магазин.
Способность тюменцев к инвестированию давно прочувствовали торговцы. Неслучайно практически все товары — от сыров до автомобилей — в Тюмени стоят на 25-30 процентов дороже, чем, например, в Eкатеринбурге. Это уже не рынок диктует, а конъюнктура. Видимо, торговля лучше банкиров знает, сколько способны мы с вами заплатить.
Эти наши теоретически «свободные» деньги покидают Тюмень и подпитывают промышленность других регионов, близкого и дальнего зарубежья. Это не нам идут инвестиции. Это мы сами инвестируем производство мебели и автомобилей, обуви и продуктов питания.
Хозяева пресс-конференции жаловались на высокие проценты, которые им приходится платить банкам за взятые кредиты. От 60 до 100 процентов. Может быть, мы с вами охотно одолжили бы свои, процентов за 20-30? Eсли, конечно, есть гарантия, что нас не ожидает очередная пирамида…
Интересно, что в рассказе про западные инвестиции присутствовал элемент страховки, элемент прозрачности предприятия, которое претендует на капиталовложения. И мне подумалось…
Мне подумалось, что все это вполне реально. Eсть жаждущее денег предприятие. Eсть банк, который способен застраховать наш риск, взяв в залог у предприятия или предпринимателя некое имущество.
Конечно, не мое это дело — разрабатывать механизм инвестирования. Просто обидно. Не за державу, а за территорию. «Зачем ума искать и ездить так далеко?» — спрашивала отрицательная героиня пьесы «Горе от ума». Бывает, когда и отрицательные герои говорят дельное. Зато все тюменские начальники сердито ворчат по поводу «вывозимых» из города денег. Говорят о миллиардах. Тех самых, которых вроде бы нет.