Кинотеатр меняет кожу
Все кинотеатры закроют и продадут! Такие по Тюмени гуляют слухи…
Кинотеатров у нас пять; «Юбилейный», «Космос», «Темп», «Современник», «Октябрь». Был еще кинотеатр «Юность», но он недолго прожил: погубило его соседство с «Современником», да еще и в спальном микрорайоне, где даже в благополучные для кинопроката времена народ предпочитал диван у телевизора креслу в зрительном зале. По этой же причине — спальный микрорайон — «Современник» плетется в хвосте кинопроцесса (кинопроцессии).
«Юбилейный» — явный форвард. В конце прошлого — начале этого года он делал миллионные сборы, в основном за счет премьерных, стопроцентно кассовых фильмов («Ромео и Джульетта», «Пятый элемент», «Чужой-4», «Титаник»), на показ которых у «Юбилейного» право первой ночи.
Следом идет «Космос», Центр российского кино. Здесь работает активный и просвещенный директор, который постоянно помнит, что каждый рубль доходов собирается по копеечке. «Темп» же эти копеечки, на мой взгляд, собирать ленится.
«Октябрь» напоминает районный дом культуры, опекающий подростков. Он дышит провинциальным покоем и добротой, но для киномана неинтересен.
Половину со сборов кинотеатры отдают прокатчикам — фирмам, предоставляющим фильмы. Другая половина, за вычетом коммунальных и прочих платежей, перераспределяется между всеми пятью кинотеатрами. Посколькуунихединая, централизованная бухгалтерия, поскольку все они входят в единую систему, городскую киносеть.
Киносеть — своеобразная мировая община, где богач поддерживает бедняка, не дает ему пропасть. Для этой общины должен был найтись свой Столыпин.
Первой о финансовой самостоятельности заговорила директор «Космоса» Валентина Яманова. Eе хозяйство невелико, содержать его она, по собственным расчетам, смогла бы.
Коллеги Ямановой осторожнее отнеслись к идее самостоятельности, и, конечно, им есть чего бояться. Ведь потребуется новая организация дела, потребуется уволить нерасторопную контролершу, грубую кассиршу, пьющего сантехника, художника-мазилу… К этому директора не готовы.
Нарисую вам картинку, увиденную в одном из кинотеатров. В дверях директорского кабинета появилась дама в долгополой норковой шубе. «Когда же вы выйдете на работу?» — заискивающе спросила начальница. В ответ дама начала жаловаться на здоровье, на то, что денег не хватает, на прочие свои дамские беды. Начальница сочувственно кивала, поохивала…
— Кто это? — спросила я, когда дама наконец отчалила.
— Уборщица…
В бюджетных организациях и учреждениях так повелось: непрестижную работу выполняют в основном пенсионерки. Многие из них — за всех, понятно, не скажу — любят подчеркнуть, что делают одолжение: кто бы еще за гроши да так надрываться стал? Однако осмотрев фронт работ той болезненной дамы и узнав ее зарплату, я просто разозлилась.
Признаюсь, раздражение мое только нарастало по мере знакомства с нашими кинотеатрами. Облезлые стены и потолки, продавленные сиденья, треск и шум при демонстрации фильма, расплывчатое изображение на экране, хулиганские выходки пьяных, на которые контролер не реагирует. И прочее, и прочее — хочется взорвать все это разом, чтоб больше не пылилось!
Но на смену раздражению пришло сочувствие. Во-первых, потому что в тюменском киноделе все-таки сохранились энтузиасты, и я видела их усилия, их попытки выкарабкаться. Во-вторых, потому что опыт человечества и мой личный показал: можно все разрушить — и станет плохо, но чтоб все разрушили и стало хорошо — так не бывает.
Мэр пытался спасти кинотеатры, отдав в их распоряжение арендную плату от многочисленных фирм и фирмочек, снимающих там «угол». Теперь, однако, арендная плата вернулась в городской бюджет. Потом уже деньги должны перечислить киносети, но не все — 90%. Так задумано, но так не исполнится — у города много важных расходов. А иной бюджетной поддержки кино не имеет, и давно.
Почему же мэр отменил свое спасительное решение? В договорах аренды отсутствовал пункт о том, что «квартиранты» должны самостоятельно оплачивать коммунальные услуги — вот и выросли долги за тепло и прочие блага цивилизации; не предусмотрен был вклад арендаторов в ремонт кинотеатров; что-то там еще проглядели… В общем, не использовали всех финансовых возможностей.
Не берусь судить, кто виноват, потому что не в том дело, кто виноват, — городу понадобились деньги, город их взял. Остается вопрос: что делать? Нужны решительные действия.
Неуверен директор департамента по делам молодежи, культуре и спорту Юрий Коростелев. Коростелев нашел выход: надо отдать кинотеатры в долгосрочную аренду.
Вместо нескольких коммерсантов-квартирантов в каждом кинотеатре появится один ответственный «квартиросъемщик»: он сделает ремонт, оснастит техникой, плюс к тому откроет кафе, кегельбаны, тренажерные залы, пункты продажи видео- и аудиопродукции — и кинотеатры перестанут быть убыточными. А мэрия, соблюдая государственный интерес, обязует «квартиросъемщиков» сохранять основной профиль (показывать кино, а не мебель и бытовую технику). Возможны и другие условия: например, время от времени предоставлять помещение для городских культурных мероприятий, проводить неделю детского или российского фильма.
На «Космос» нацелился «Техсоюз». Eсли договор будет подписан, «Космос» закроют на полгода-год, чтобы провести реконструкцию. Может статься, одновременно закроют и «Юбилейный» — есть несколько реальных кандидатов в арендаторы. Юрий Коростелев печется о том, чтоб долгосрочными арендаторами стали тюменские фирмы. Надеется, что они, верные родному городу, не обманут хозяев, не станут той лисой, которая выгнала зайца из его лубяной избушки.
«Современник» превращается в молодежный ДК. (В одном из новых изданий он уже так и назван — ДК «Современник»).
Никому не нужен «Октябрь» -точнее, нужен как собственность, но на приватизацию мэрия не согласна,- слишком много денег надо вложить и слишком мало, на взгляд арендаторов, придется потом получить.
«Темп» остается с дирекцией киносети (они и сейчас тесно связаны: по дому соседи, по жизни товарищи). Следуя замыслу Коростелева, дирекция останется посредником между кинотеатрами и прокатчиками, а «Темп» послужит кроликом, на котором директор киносети Сергей Лосев испытает свои программы и наработки, ерой, на которого равняются наши реформаторы, — московский «Кодак-Киномир». 1001 развлечение в одном флаконе! И, конечно, именно светлый образ «Кодака» рисуют перед хозяевами кинотеатров потенциальные арендаторы.
Правда, другие столичные киноцентры, погнавшиеся вслед за «Кодаком», прогорают.
Очевидно, зная об этом, Сергей Лосев предложил более щадящий вариант спасения «Юбилейного»: киносеть просит мэрию стать гарантом для получения кредита на ремонт здания. А оборудование — от киношного до буфетного — предоставляет напрокат Ассоциация офицеров запаса. За это Ассоциация получает в «Юбилейном» помещение под клуб офицеров и использует залы и фойе для проведения культурных мероприятий.
«Космос» тоже не хотят отдавать. Тем более что он работает с прибылью. Здесь надо сохранить Центр российского кино. У Госкино есть обязательство выделить деньги на ремонт «Космоса», но, пока у кинотеатра нет собственного счета, деньги не перечисляют. (На следующей неделе Лосев с Ямановой едут в Москву в Госкино). А арендаторы, ныне живущие в «Космосе», там и останутся — если потратятся на обновление фасада.
— При наших задолженностях отпускать кинотеатры сразу «в люди» — чревато, — говорит Лосев. — Сейчас надо создать филиалы с собственным счетом, печатью и договор о разграничении обязанностей. Киносеть в этом случае превращается в менеджерский центр, берет на себя обеспечение фильмами, информацией о них и т.п. Второй шаг — предоставление полной самостоятельности, когда убедимся, что дочерние фирмы окрепли. Тогда дирекцию киносети аннулируем или преобразуем.