На флагманах — стон, а мелкий флот — берет рифы
Ну будем же справедливы — даже бывшие «красные директора» за десять лет превратились в устойчивых рыночников. Однако есть одно хорошее «но». И пиратский флаг с надписью «150 процентов», который поднял на мачте российский Центробанк, заставил промышленников искать укрытия в надежной государственной гавани. В то время как частные суденышки, склепанные на скорую руку мелкими и средними бизнесменами, брали по два рифа (иными словами, уменьшали площадь парусов) и продолжали идти навстречу ветру.
Так получилось, что почти всю неделю я провел на заседаниях. Сперва в Тобольске, на встрече союза предпринимателей. Затем в Тюмени, где сперва в областной Думе, а затем в мэрии собирались директора бывших госпредприятий, а ныне акционерных обществ.
Сперва депутатам областной Думы, затем губернатору Рокецкому и мэру Киричуку они выкладывали свои жалобы и претензии к государственной и местной власти, душащей их налогами в дорожный фонд, не поощряющей прирост продукции, не защищающей от непомерных тарифов монополистов — энергетиков, связистов, железнодорожников.
Претензии, естественно, справедливые. Но ведь и власти выкладывали на стол переговоров аргументы не менее весомые. А качество продукции? А цены, которые не позволяют конкурировать? А собственная неразворотливость? А неиспользованные мощности производства?
Губернатор Рокецкий быстро перешел от обороны к нападению. Одному напомнил, что он едва ли не десять лет выпускает самоходную тележку для дачников, которую даже не попытался модернизировать (хоть бы крышу полиэтиленовую приделали, едва ли не издевался губернатор). Другого допрашивал, удалось ли, наконец, собрать автомобиль, который был должен решить проблему обеспечения инвалидов транспортом? И выяснялось, что единственный собранный из чужих деталей экземпляр так и остался одиноким. Третьему напомнил, что вместо плановых миллиона пар обуви он выпускает всего 150 тысяч. И те идут на обувку милиции и трактористов в период весенних полевых работ. А предполагалась фабрика «модельной обуви»…
Причем практически каждое предприятие в свое время не раз и не два получало от администрации или под гарантию администрации кредиты. И практически ни одно не попыталось эти кредиты вернуть. Эти деньги, во всеуслышание отметил Рокецкий, он брал из бюджета. Брал от учителей и врачей…
Он разворачивал свежий выпуск статистики и цитировал убийственные строки. Например, что федеральные налоги кредиторы администрации уплатили «живыми» деньгами и на 103 процента. А в графе «областные» у многих стоит ноль, а если и выплачено, то чаще всего бартером, готовой продукцией. Например, теми же бутсами для дорожно-патрульной службы.
Губернатор стыдил, увещевал, обещал поддержку — и в Тюмени, и в Совете Федерации… А что делать, если основные рабочие места сегодня обеспечивают эти люди, собравшиеся в четверг в зале заседаний городской Думы.
Они тоже во многом правы. Это их гоняют по кругу за лицензиями, вместо того, чтобы учредить единый лицензионный комитет. Это им вменяют в обязанность содержать боевые пожарные отряды. Это на их плечах все еще висит жилой фонд — откуда же взяться низкой себестоимости продукции…
Мэр и губернатор были предельно конкретны: это сделаем сами, это — внесем в Думу, это попробуем решить через Москву. Но и вы, господа хорошие, служите опорой. Потому что «побить» омскую колбасу можно только колбасой тюменской (тут я подумал, что губернатор большой оптимист). Пиво «Балтика» — тюменским, а как это сделать, если выпуск продукции местным пивзаводом снизился в этом году на 30 процентов? Масса продукции уходит неучтенной, как, например, хлеб. Eсли судить по «ежемесячному снижению выпуска хлеба на 10 процентов», f-он должен исчезнуть из продажи, а этого не происходит. Значит, скрывают. Значит, налогов не платят…
Было обещано кредитов «сколько хотите». Но с отдачей. Обещана гарантия администрации, если будет серьезная проработка… Администрация готова помогать и акционерным обществам, но не бесплатно, а за блокирующий, как минимум, пакет акций.
Словом, братья по крови поняли друг друга. Не зря же губернатор уронил реплику: «Я тоже из промышленников, не из начальства,..»
А в это время будущие Форды в крохотной мастерской бортовали чью-то покрышку, будущие Гиннессы придумывали рецепт нового пива, будущие Подаруевы и Текутьевы кланялись очередному чиновнику, подавая прошение об открытии собственного мини-маркета.
***
фото: