Акварельная гармония Александра Миллера
При содействии проректора Тюменского госуниверситета Eвгения Заболотного в читальном зале научной библиотеки вуза (главный корпус) развернута чарующая своей красотой и сдержанно-философическими пейзажными медитациями выставка акварелей Александра Иосифовича Миллера.
Прекрасный почин, давно бы так! Но поскольку у студентов началась летняя сессия и зал полон, оставлено слишком узкое пространство для обзора.
Можно было бы сдвинуть столы и «развести» тех, кто читает и кто смотрит.
Миллер родился в Баку (1939). Член Союза художников РФ. Eго семья не миновала насильственного переселения в Зауралье в военные годы, унизительных отметок в Упоровской спецкомендатуре. Потом стало полегче. Миллер — выпускник Уральского училища прикладного искусства (1973), обосновался тогда же в Тюмени, работает и сейчас в нашем художественном фонде, хотя в нынешних условиях с заказами туго. Ремесленником не стал, занялся художничеством по полной программе. Участвует в выставках всех рангов — от городских до международных.
Это — первая его «персоналка». Акварель захватила Миллера в начале 80-х. Именно эта техника позволяет ему вести несуетный умиротворенный диалоге природой, врачуя природным волшебством свою израненную душу и делясь таким целительством с современниками.
Художник не дает названия отдельным произведениям, но все они связаны с упоровским Притобольем. И пейзажи маленькой Пискаревки становятся для нас новыми центрами мироздания, где леса и воды, закаты и рассветы, поля и травы, строения и небо сливаются в дымчато-серебристую осеннюю симфонию просветленной грусти. Но они же порождают и радость этой встречи, ибо приемлют всякого, пришедшего в природный мир с добром.
Близкое настроение захватило и преподавателя Тюменского госуниверситета, искусствоведа Татьяну Борко, оформлявшую экспозицию и выступавшую на открытии: «Eстественность, отсутствие всякой театральности придают акварелям Александра Миллера необычный лиризм… Изображает художник зиму или осень, раннее утро или вечерние сумерки, его пейзажи всегда преисполнены глубоким чувством, будь то воодушевление и радость от первого снега, покрывшего почерневшую землю, или светлая печаль пасмурного дня позднего лета».
***
фото: Александр Миллер;«За околицей»;«Деревня Бочкари»;«Лиственница»