Байконур в жизни Георгия Назарова
Самое памятное событие в жизни учителя труда тюменской средней школы N 60 Георгия Федоровича Назарова — армейская служба на космодроме Байконур.
Более тридцати лет назад приехала в бескрайние степи Казахстана большая группа солдат-новобранцев. Им предстояло служить в особо секретном районе, ставшем главной космической гаванью страны. 37 ребят были призваны из Тюменской области. Среди них и Жора Назаров. Осенью 1960 года он стал телефонистом на станции дальнего обнаружения, входившей в систему контроля за запуском ракет и космических аппаратов.
«Все было засекречено, нельзя и словечка домой написать, но спустя некоторое время мы научились разгадывать тайны», — вспоминает Георгий Федорович.
А тайн было действительно очень много. В то время, когда солдаты-первогодки начинали постигать азы воинской службы, в обстановке строжайшей секретности 11 октября 1960 года было принято решение о подготовке к запуску в космос космического корабля «Восток- 3 А» с человеком на борту в декабре 1960 года.
Однако осуществить космический старт в первоначальные сроки не удалось. Произошла трагедия, потрясшая весь космодром. 24 октября 1960 года на стартовой площадке 10 (41) при подготовке к пуску ракеты «Р-16» произошел несанкционированный пуск второй ступени прямо на старте. Огненный вихрь, вырвавшийся из сопла ракеты,унес жизнь 74 человек, в том числе Главного маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина и ведущего конструктора ракеты Коноплева.
Георгий Федорович Назаров так вспоминает о том трагическом дне: «Я служил на площадке 8. Они удалены друг от друга на 8-12 километров. От солдат- шоферов узнали, что у соседей что-то рвануло. А что ж могло рвануть, кроме ракеты. Потом узнали, что погибло начальство, ученые и многие ребята из стартовой команды. Даже из гибели Неделина Хрущев и Брежнев сделали тайну — объявили, что погиб маршал в авиакатастрофе».
Eще одно яркое воспоминание — грибовидное облако ядер- ного взрыва. Однажды вместе с другом Валерием Виноградовым сержант Назаров получил задание проверить связь с насосной станцией. «Вдруг видим — в небе ярчайшая вспышка. Мы упали, лежим. Я на небо глянул, а он,христовенький, грибочек, и нарисовался. Хорошо, что далековато было, но волосы после этого горстями выгребали…»
Байконур продолжал жить, а Георгий служить. Он видел старт ракеты Юрия Гагарина с площадкиЫ 2, видел, как в космос полетела Терешкова. На третьем году службы сержант знал, что если объявлена 48- часовая готовность, то кто-нибудь или что-нибудь в космос полетит обязательно.
Зимой 1964-го Георгий Федорович уволился в запас, вернулся в Тюмень, монтировал городскую АТС на углу улиц Кирова и Республики. А затем посвятил себя профессии учителя, которой не изменяет и по сей день.
ФОТО ВЛАДИМИРА ТУРБИНА
***
фото: